«И обучайте им детей ваших, чтобы говорить о них» (11:19). В нашей главе сказано «говорить» — как учишь детей, так они и учатся говорить. Есть распространенная пословица: «Ребенок говорит на улице то, что слышит дома».
Это похоже на молодое дерево. Пока это еще свежий саженец, его можно выпрямить. Но когда оно вырастет и затвердеет, если попробовать выпрямить его — оно сломается. Об этом сказал царь Давид: «Дети наши, как выросшие саженцы в молодости» (Теилим 144:12). Малбим объяснил, что нежные деревца еще можно исправить, и тогда они вырастут на славу: «Воспитывай отрока согласно пути его, тогда и состарившись, он не отойдет от него».
Но над этим примером с нежными посадками стоит поразмышлять. Дерево проявляет склонность расти криво, а его стараются выпрямить. Что для этого делают? Прикрепляют его к ровному шесту. Насколько он должен быть широким? Что за вопрос! Толщина шеста зависит от толщины дерева и его силы роста. Для вьюнка хватит и нитки, для молодого побега будет достаточно тростинки, а для большой ветви потребуется прочный шест.
К чему все это сказано? Шест для выравнивания — это воспитание, даваемое ребенку. Насколько его нужно воспитывать? В былые дни, когда народ следовал верному пути, и община сосредотачивалась вокруг синагоги и бейт-мидраша, атмосфера была заряжена святостью и чистотой. Было достаточно заповеди: «И обучите им своих детей» — чтобы отец передавал это наследние сыну. Но сегодня, когда господствует атмосфера вседозволенности, когда средства массовой информации оскверняют разум и сердце и т. д., если тем не менее мы хотим вырастить красивый цветок, славное дерево, чтобы оно не стало кривым и испорченным, требуется воспитывать честность, добродетели и правильное поведение, уважение к родителям и традиции. Нужны гораздо более прочные корни! Сейчас больше, чем когда-либо прежде, находясь у порога избавления, мы проходим час испытаний.
Приводят высказывание раби из Пшисхи: Перед тем, как ударяют в гонг для начала кулачного боя, тренер подходит к борцу, неопытному и напуганному, и шепчет ему: «Помни и не забывай: ты будешь бить и получить удары, но главное то, кто нанесет последний и решающий удар!» (Нифлаот Хадашот)
Гаон раби Йеуда Цадка обычно цитировал это, произнося слова первой фразы из нашей главы: «И будет вследствие того, что послушаетесь». Слово «вследствие» (экев) указывает на пятки (акеваим), на конец тела. Мудрецы говорили, что «и будет» — это выражение радости. Сказал Моше Рабейну Израилю: Дети мои возлюбленные, перед вами долгий путь, более трех тысяч лет. Наступят дни судей и царей, первого и второго храма. Будут времена мудрецов Мишны и Талмуда, гаонов, ранних и поздних учителей. Все эти дни, несмотря на гонения и жестокие постановления, преследования и погромы, народ оставался привержен своей религии и вере, соблюдал Тору и заповеди — самоотверженно и принося себя в жертву. Счастлив народ, у которого такое, счастлив народ, у которого Всесильный Б-г.
Так проходил один период за другим, и шаги Машиаха уже были слышны. Все признаки, перечисленные мудрецами для времени перед приходом Машиаха, уже появляются у нас перед глазами. И именно в этот важный и решающий период соблюдение заповедей прекратилось у части народа!
Как мы взглянем в лицо Машиаху, когда он придет спасать нас?
Об этом сказал Моше: «И будет…» Выражение это означает радость. Она наступит «вследствие того, что послушаетесь» — если будете слушаться и соблюдать заповеди и во время конца, в завершение дней, то есть в наше время! (Майян а-Шавуа)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его