«Или даст клятву» (30:3). Помимо своей великой гениальности, рав Лорбербаум, автор книги «Нетивот а-Мишпат», был известен своей большой скромностью. Он обычно одевался в простую одежду, чтобы его не узнали, а когда нужно было куда-то ехать, облачался во что-то еще более простое.
Как-то раз он ехал в телеге с другими людьми в Варшаву. Вдруг один из пассажиров закричал, что у него украли пачку купюр из кармана — большую сумму денег. Рав продолжал размышлять над изучаемой темой из Торы, не слыша того, что происходит вокруг.
Внезапно пассажир указал на него и сказал, что он и есть вор. Он даже назвал несколько доказательств этому — например, что тот сидел молча и т. п. Среди остальных некоторые присоединились к этому предположению, и когда они добрались до Варшавы, тот пассажир вызвал его на суд к одному из мудрецов города. К процессу подключились и некоторые другие из тех, кто ехал в телеге, желая увидеть, чем кончится дело.
Рав, председательствующий в суде, не понял, что бедняк, сидящий перед ним, — никто иной, как известный гаон, автор «Нетивот а-Мишпат». Он спросил подсудимого, есть ли тому, что сказать по этому делу, а тот, естественно, стал отрицать всякую вину, говоря, что чужих денег не касался. Судья решил, опираясь на соображения истеца, что подозрения все-таки есть, и потому обратился к подсудимому, говоря, что ему нужно принести клятву.
Услышав это, рав Лорбербаум спросил истеца, сколько денег было украдено. Тот сказал, что речь идет о 10 000 рублях. «Хотя я продолжаю отрицать свою вину, все равно я готов заплатить половину суммы, чтобы избежать клятвы», — сказал рав. Истец был неготов к этому и отказался принять деньги. Они стали торговаться, пока рав не дошел до 9 500 рублей, но все же получил отказ. Тогда, не имея выбора, он сказал, что готов поклясться, но просит, чтобы ему дали несколько минут на подготовку. Встал он к стене и стал плакать, готовя себя к клятве. Все видели это и, поняв, что перед ними святой человек, исполнились трепета.
Вдруг один из присутствующих упал на пол и потерял сознание. Когда ему помогли придти в себя, он стал кричать: «Я вор, я вор, оставьте в покое этого святого еврея». Тогда судья попросил рава назвать свое имя и, получив отказ, приказал ему сделать это как глава здешней общины. Тот ответил: «Мое имя — Яаков Лорбербаум».
Когда судья узнал, перед кем он стоит, его охватил страх, и он попросил, чтобы рав простил ему все произошедшее. Но тот ответил, что все было сделано правильно, и решение суда касательно клятвы было верным. Когда волнение улеглось, и вор вернул деньги, судья попросил автора «Нетивот» объяснить, почему он был готов выплатить большую часть суммы, но дойдя до 9 500 рублей, остановился, не желая прибавить к этому.
Нам стоит как следует прислушаться к тому, что ответил гаон. «Мой расчет был таков, — сказал он, — 5000 у меня есть с собой, еще 2000 я могу достать, продав серебряную посуду в доме, а еще 2500 — от продажи моих книг. Но когда дело дошло до 9500, и истец не был готов принять эту сумму, я понял, что больше уже не смогу выплатить, если не возьму в долг, на что я никак не согласен».
Из этого рассказа можно извлечь два урока. Во-первых, человек должен отдать все, что имеет, лишь бы избежать клятвы (в Сефер Хасидим написано, что многие еврейские поселения были разрушены из-за греха клятв, даже если они правдивые). Во-вторых, не надо брать в долг! Это особенно важно для нашего поколения (Бархи Нафши).
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?