«Загоны построим для скота нашего и города для детей» (32:16). Как много молился Моше Рабейну, чтобы удостоиться войти в страну Израиля! 515 молитв он произнес, по числу слова «и взмолился» (ваэтханан) (Дварим Раба 11:10). Мудрецы спрашивают, удивляясь: «Ему что, отведать плодов земли Израиля нужно было?» (Сота 14 а). Зачем он сотрясал миры своими молитвами? Они отвечают, что Моше знал, насколько эта страна свята, возвышенна и чудесна. Знал он и то, что каждая заповедь, совершенная здесь, на Святой Земле, словно исполнена во дворце Царя, а ее ценность и награда за нее в десять раз больше (так и грех, совершенный здесь, как будто был совершен на глазах у Царя, и воздаяние за него преумножается). В добавок, каждый еврей, живущий на Святой Земле, тем самым каждую секунду исполняет повелительную заповедь. Это действует так же, как и пребывание в сукке (Рамбан, О числе заповедей). Следовательно, живущий в стране Израиля должен постоянно радоваться своей постоянно исполняемой заповеди, которую он так любит.
И вот, перед Моше предстают сыны Гада и Реувена и добровольно отказываются от своей доли на Святой Земле. Почему так? Поскольку у них есть… коровы и козы! Они отказываются от духовности ради травы!
Что Моше почувствовал в тот момент? Он, так сильно желавший войти в эту страну, в сравнении с теми, кто отказывался от нее. И что он ответил им? Ничего. Он просто согласился с их просьбами при условии, что те помогут в захвате страны. Почему он не воспротивился им, не объяснил им важность земли Израиля? Рабейну Сфорно объясняет: он сделал это, чтобы не вступать в спор!
Но разве не стоит вступить в спор на короткое время, чтобы передать духовность на многие поколения? Нет, однозначно.
Моше Рабейну знал, что то, что короткие распри способны разрушить, духовность многих поколений не сумеет исцелить и исправить.
Насколько же нам важно избегать всяких мелких споров! Мы и понятия не имеем о величии поколения пустыни. Особенно оно возросло после сорока лет изучения Торы рядом с «отцом пророков», который преподавал ее. Они стояли перед ним с трепетом и любовью. А тут приходят сыны Гада и Реувена и просят: «У нас много скота, а Гилад — страна пастухов. Загоны построим для скота нашего и города для детей». Вслед за этим они готовы пойти со всем народом и помочь ему покорить страну. Моше соглашается и говорит: «Стройте же города для детей и загоны для скота. Что произнесли устами, то и делайте». Он перевернул порядок действий. Они сначала сказали о скоте, а потом о детях: «Заботились об имуществе больше, чем о сыновьях и дочерях, поставив скот перед детьми. Сказал им Моше: Не так нужно делать — главное сделайте главным, а второстепенное оставьте второстепенным. Сначала стройте города для детей, а уж потом — загоны для скота» (Раши).
А мы стоим, смотрим и удивляемся. Возможно ли такое? Разве может человек поставить имущество выше своих детей? Ведь нет ничего дороже их, и над богатством человек трудится ради детей, ради их счастья и достатка.
Все действительно так и есть. Но давайте проверим самих себя: сколько времени в жизни и каждый день мы посвящаем деньгам, работе и финансам, а сколько времени и внимания — сыновьям и дочерям? Сколько супруге и семье? Разве сами мы не превращаем главное во второстепенное, а второстепенное в главное?
Это больное место на протяжении всей недели, но хотя бы в святой шаббат, когда мы не занимаемся деньгами, давайте же посвятим все внимание семье! Пусть хотя бы в дни отдыха семья сумеет укрепиться (Майян а-Шавуа).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его