«Постоянный огонь пусть горит на жертвеннике и не гаснет» (6:6). Святая Тора уподоблена огню, а все, кто ее изучают, своим постоянством оберегают этот огонь от угасания. Об этом сказано: «Если б не завет Мой днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я».
Сказал раби Шимон бен Лакиш: «О чем это написано: “И был вечер, и было утро — день шестой”? Это учит нас, что Святой, благословен Он, поставил условие всему творению и сказал: “Если народ Израиля примет Тору — хорошо, а если нет — Я возвращу вас в пустоту и хаос”». Раши объяснил это так: «“Если б не завет Мой” — это завет, о котором Я написал, чтобы он исполнялся днем и ночью, то есть Тора, как сказано: “Размышляй о ней днем и ночью”, и говорится: “Это слова завета”».
Однажды в министерстве решили проверить эффективность института научных исследований. В этом месте сидят лучшие ученые Израиля и трудятся, исследуя и изобретая новые лекарства и стараясь повысить эффективность научных методов.
Представители министерства обратились в институт и сообщили об инспекции, которая должна состояться в такой-то день. Когда наступило назначенное число, проверяющие прибыли в институт, прошли по разным отделам и под конец добрались до буфета, чтобы позавтракать. В добавок, они были впечатлены садами и оранжереей в институте.
Через две недели в институт прибыло письмо, в котором содержался приказ о его закрытии. В письме говорилось, что учреждение неэффективно, и его надо ликвидировать немедленно. Заведующий буфетом возмутился и сказал в гневе: «Как такое может быть? Разве они не видели моего старания, как я готовлю еду для буфета, разве не оценили чистоту и порядок повсюду? Разве не поели вкусных блюд? У нас к каждому пирожку выказывают личное внимание и кладут на него с точностью правильное количество кунжутных семян. Такой вкус и такое обслуживание ни в одном месте не найдете!»
К его протестам присоединился садовник, ответственный за растения и оранжерею в институте: «Как же можно закрыть институт? Говорят, лучше увидеть глазами, чем услышать ушами. Посмотрите и рассудите сами: я вкладываю всю душу в оранжерею, забочусь о каждом растении с полной самоотдачей».
Но им сказали: «Глупцы, неужели вы думаете, что цель исследовательского института — это вкусная еда и роскошная оранжерея?! Вся его цель — изобретать новые средства и совершенствовать науку и медицину! Таково предназначение института, и если он его не исполняет, его нужно закрыть».
То же самое говорит нам Всевышний: «Если б не завет Мой днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я».
Тора оправдывает существование мира. Ее изучение поддерживает действие законов природы. Небо, солнце, растения, птицы, моря и реки — это всего лишь декорации вокруг. Все это сделано ради «начала» — ради Израиля, чтобы сидеть и заниматься святой Торой, которая есть жизнь наша. Без нее мир не может существовать.
Если случится перерыв хоть на секунду в изучении Торы, мир тут же вернется в хаос и пустоту. В главе «Ступени Торы» сказано, что каждый, кто занимается ею во имя нее самой называется «ближним», поскольку он словно становится партнером для Создателя мира (Нефеш Хаим 4:11).
Когда человек хочет построить красивое здание, он советуется с архитектором, который готовит для него чертежи и планы; он нанимает подрядчика, который строит дом в соответствии с ними. Если не сделать так, здание может обвалиться. Так и Всевышний — посмотрел в Тору и построил мир.
Почему Он создал рыбу такой, что жить она может только в воде? Почему не на суше? Он пожелал научить нас, что как рыба неспособна жить без волы, так и у народа Израиля нет жизни без Торы. Ведь водой называется Тора.
Как только рыбу достают из воды, она начинает трепыхаться, пока не умирает. Еврей без Торы тоже «трепыхается»: он суетится на работе, в семье, с соседями. Поэтому нам надлежит быть все больше и больше связанными с источником жизни — с Торой. (Эмуна Шлема)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его