«Постоянный огонь пусть горит на жертвеннике и не гаснет» (6:6). Святая Тора уподоблена огню, а все, кто ее изучают, своим постоянством оберегают этот огонь от угасания. Об этом сказано: «Если б не завет Мой днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я».
Сказал раби Шимон бен Лакиш: «О чем это написано: “И был вечер, и было утро — день шестой”? Это учит нас, что Святой, благословен Он, поставил условие всему творению и сказал: “Если народ Израиля примет Тору — хорошо, а если нет — Я возвращу вас в пустоту и хаос”». Раши объяснил это так: «“Если б не завет Мой” — это завет, о котором Я написал, чтобы он исполнялся днем и ночью, то есть Тора, как сказано: “Размышляй о ней днем и ночью”, и говорится: “Это слова завета”».
Однажды в министерстве решили проверить эффективность института научных исследований. В этом месте сидят лучшие ученые Израиля и трудятся, исследуя и изобретая новые лекарства и стараясь повысить эффективность научных методов.
Представители министерства обратились в институт и сообщили об инспекции, которая должна состояться в такой-то день. Когда наступило назначенное число, проверяющие прибыли в институт, прошли по разным отделам и под конец добрались до буфета, чтобы позавтракать. В добавок, они были впечатлены садами и оранжереей в институте.
Через две недели в институт прибыло письмо, в котором содержался приказ о его закрытии. В письме говорилось, что учреждение неэффективно, и его надо ликвидировать немедленно. Заведующий буфетом возмутился и сказал в гневе: «Как такое может быть? Разве они не видели моего старания, как я готовлю еду для буфета, разве не оценили чистоту и порядок повсюду? Разве не поели вкусных блюд? У нас к каждому пирожку выказывают личное внимание и кладут на него с точностью правильное количество кунжутных семян. Такой вкус и такое обслуживание ни в одном месте не найдете!»
К его протестам присоединился садовник, ответственный за растения и оранжерею в институте: «Как же можно закрыть институт? Говорят, лучше увидеть глазами, чем услышать ушами. Посмотрите и рассудите сами: я вкладываю всю душу в оранжерею, забочусь о каждом растении с полной самоотдачей».
Но им сказали: «Глупцы, неужели вы думаете, что цель исследовательского института — это вкусная еда и роскошная оранжерея?! Вся его цель — изобретать новые средства и совершенствовать науку и медицину! Таково предназначение института, и если он его не исполняет, его нужно закрыть».
То же самое говорит нам Всевышний: «Если б не завет Мой днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я».
Тора оправдывает существование мира. Ее изучение поддерживает действие законов природы. Небо, солнце, растения, птицы, моря и реки — это всего лишь декорации вокруг. Все это сделано ради «начала» — ради Израиля, чтобы сидеть и заниматься святой Торой, которая есть жизнь наша. Без нее мир не может существовать.
Если случится перерыв хоть на секунду в изучении Торы, мир тут же вернется в хаос и пустоту. В главе «Ступени Торы» сказано, что каждый, кто занимается ею во имя нее самой называется «ближним», поскольку он словно становится партнером для Создателя мира (Нефеш Хаим 4:11).
Когда человек хочет построить красивое здание, он советуется с архитектором, который готовит для него чертежи и планы; он нанимает подрядчика, который строит дом в соответствии с ними. Если не сделать так, здание может обвалиться. Так и Всевышний — посмотрел в Тору и построил мир.
Почему Он создал рыбу такой, что жить она может только в воде? Почему не на суше? Он пожелал научить нас, что как рыба неспособна жить без волы, так и у народа Израиля нет жизни без Торы. Ведь водой называется Тора.
Как только рыбу достают из воды, она начинает трепыхаться, пока не умирает. Еврей без Торы тоже «трепыхается»: он суетится на работе, в семье, с соседями. Поэтому нам надлежит быть все больше и больше связанными с источником жизни — с Торой. (Эмуна Шлема)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский