«И придет каждый человек, кого подвигло сердце» (35:21). Представим себе, что мы живем не в демократической стране. Представим, что у нас абсолютная монархия и царь, способный на все, из числа тех, которые по своему желанию могут поднять человека к вершине и даровать ему огромное богатство, а если захотят — приказывают повесить его на дереве в пятьдесят локтей. Это такие цари, при виде которых благословляют: «Давший от славы Своей (человеку из) плоти и крови». Далее представим, что царь захотел воздвигнуть в свою честь памятник из чистого золота, с инкрустацией из драгоценных камней и жемчуга. Этот монумент станет местом паломничества и восхваления его власти. Он будет символизировать почтение к его имени и славу его правления. А кто сделает такой памятник, заслужит благодарность и почет. Предположим, что все так и есть.
Придет ли нам на ум выступить и предложить себя как добровольца для его создания? Речь идет не о том, чтобы следить за работой и руководить (на это согласились бы многие!), а о том, чтобы взять молоток и резец, стамеску и долото, ковать и шлифовать, обрабатывать материал и придавать ему форму. А у нас нет ни опыта, ни представления об этом деле, ни знаний о нем, ничего! К тому же, мы знаем, что дело касается почета царя и его славы. Если у нас получится кривое, испорченное и безобразное произведение, оно оскорбит царя и выразит презрение к его власти.
Мы уж точно вспомним о принципе: «Кто мудрец? Тот, кто знает свое место» и не станем выходить вперед, чтобы присвоить себе венец, который для нас слишком велик, не будем подвергать себя опасности. Но строители переносного храма в пустыне действовали иначе! Великий, могучий и грозный Творец приказывает построить храм, в котором будет Его присутствие. Это тонкая и сложная работа по дереву и металлу — золоту, серебу и меди. Требуется искусное ткачество с двух сторон, с нитями, состоящими из двадцати четырех волокон. И этот приказ дан тем, кто еще год назад были рабами, кто занимался глиной, кирпичами и работами в поле. Среди них не было плотников, металлургов, работающих с золотом; не было и ювелиров, ткачей, кожевенников и изготовителей основ. Откуда взялись у них умелые ремесленники?
Тора отвечает на это: «Пусть придет каждый человек, кого подвигло сердце», а Рамбан объяснил это так: «Среди них не было тех, кто изучал эти ремесла у учителя, или кто набрался в них навыков сам. Но были те, кто открыл в себе способность сделать это, у кого “возвысилось сердце на путях Б-жьих” и кто пришел к Моше, говоря: “Я сделаю то, о чем господин прикажет”».
Как же сердце подвигло их? Как они не убоялись, что испорят все дело и навлекут на себя гнев Б-жий?
Однако, ответ прост: если бы речь шла о царе из плоти и крови, они не проявляли бы дерзости предлагать свою кандидатуру. Ведь знаний нет у них, а опыта и подавно. Не памятник вышел бы у них, а безобразная развалина, которая навлекла бы на них ярость царя. Но они хотят стать добровольцами для Царя всего мира, а «Милосердный просит сердце», и как только Он увидит их желание и убедится в их добровольности, тут же дарует им таланты, знания и навыки. Ни в чем не будет нехватки. Ведь все принадлежит Ему и все исходит из Его силы. Это Он дает нам силу достигать успеха, все для Него доступно.
И так в действительно и получилось: храм вышел во всем великолепии. Никогда еще глаза людей не видели такого прекрасного и славного сооружения!
Мы знаем, что Тора вечна и ее уроки вечны для нас. В этой главе также скрыт урок, необходимый постоянно каждому человеку и каждому поколению. Переносной храм в пустыне — это, как известно, лишь образ и символ внутреннего храма, который каждый должен построить в самом себе, сделав себя обителью пребывания Шхины. В нем есть святилище и есть святое святых. Согласно книге Зоар, это сердце человека. Там нужно поместить скрижали завета — святую Тору. Светильник храма указывает на свет мудрости, а воскурение — на хорошие личные качества; стол — на то, что имущество добывается чистым и правильным путем, а умывальник — на очищение от всякого зла. В каждом сосуде есть свой символизм, у каждого инструмента — свое назначение.
Человек может подумать: откуда у меня могут быть силы и способности вознестись к таким высотам, взлететь к этим вершинам? Как смогу я построить в себе храм, поставить в нем ковчег и скрижали? Как создать светильник из чистого золота «единой чеканки» — ясные и правильные воззрения и знание Торы. Нет у нас необходимых знаний, нет требуемого опыта. Мы маленькие и бедные, в чем наша сила и мощь?
Но эта глава объясняет и указывает нам, что если только захотим и решим, если придем к раву и учителю и искренне скажем: «Мы сделаем все, что господин прикажет», то получим силы свыше, помощь и поддержку, мудрость, разум и знание — все, что необходимо для строительства внутреннего святилища, красивого и великолепного, для воплощения совершенства. Ведь «Милосердный просит сердце». Всевышний хочет только нашего искреннего решения. Нужно только открыть вход размером с игольное ушко, а все остальное будет послано свыше. (Майян а-Шавуа)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его