Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нередко мы совершаем действия автоматически, знаем истину, но не выполняем повеления Творца. Как в аналогичном случае поступил Моше?

«Которые разбил ты» (34:1). В день первой годовщины со дня смерти Сабы из Новардока — самоотверженного человека, основавшего известную сеть ешив, которая действовала в подпольных условиях в период опасности, когда бушевала первая мировая война и погромы, — его верные ученики и продолжатели, главы ешивы «Новардок», устроили съезд для укрепления веры перед тяжелыми испытаниями, которые им предстояли. Поддерживать сеть из десятков ешив в России и бороться с радикальными революционными течениями, которые объявили войну религии, не было пустяковым делом.

Его старшего ученика рава-гаона Шмуэля Вайнтройба, главу ешивы Бердичева, попросили охарактеризовать, в чем состояло величие Сабы. Он встал и сказал: «Если б нас попросили описать величие Моше Рабейну и указать на его уровень, у нас не нашлось бы слов, и мы боялись бы произнести что-либо. Но святая Тора сделала это и выразила вершину его величия и красоты: “И по руке сильной, и по каждому чуду великому, которые совершил Моше на глазах всего Израиля”. Раши объясняет, что это сказано о нем потому, что сердце подвигло его разбить скрижали на глазах народа, как сказано: “И разбил их у них на глазах”. А Святой, благословен Он, согласился с ним, как сказано: “Которые разбил ты — правильно сделал, что разбил” (Менахот 99 б). В этом состояла самая большая похвала, слава “верного раба”, который совершает не только великое и недосягаемое, который не жалеет собственных трудов, и у которого перед глазами есть лишь воля Господа».

Он рассказал, что Саба из Новардока послал двух учеников в далекий город в центре России, чтобы основать там ешиву. Эти двое действовали самоотверженно, собрали учеников, нашли для них здание, достали еду и распространяли Тору. Ешиву они создали на славу. Когда она укрепилась и достигла процветания, далекие от Торы руководители общины решили вмешаться в программу обучения, а если им не позволят — изгнать учащихся из здания, принадлежавшего им. Эти двое учеников засомневались. Ситуация стала известна Сабе. Тогда он взял еще троих учеников (раби Шмуэль был одним из них), отправился в трехдневный путь к тому месту и постарался убедить руководителей общины отказаться от своего замысла. Но поскольку это ему не удалось, он стал убеждать родителей учащихся отправить их в другие ешивы и не уехал оттуда, пока не закрыл свою.

В этом истинное величие, как и в случае с разбиением скрижалей. Вследствие этого получают вторые скрижали и ничего не теряют!

Когда государство решило ввести уроки по светским наукам в прославленной ешиве Воложина, несколько великих мурецов того поколения взвесили ситуацию и решили согласиться на эти условия, поскольку это была центральная и самая сильная ешива в стране. Но ее глава, Нецив из Воложина, склонился к «разбиению скрижалей» и закрытию ешивы. И видите, какое чудо! Ее выпускники открыли ешивы в других местах. Десятки ешив появились вместо нее одной. Тора расцвела, и ее изучение упрочилось.

Когда Саба из Кельма спросил у своего учителя гаона раби Исраэля Салантера, открывать ли ему ешиву, тот ответил: «Если потом сможешь закрыть — открывай…»

К чему все это сказано? Если мы проанализируем, то увидим, что множество наших действий совершаются под давлением обстоятельств, рутинно, автоматически. Даже если мы ими недовольны, даже если не соглашаемся с ними полностью, даже если бы не стали так поступать изначально, все равно мы словно в плену у них. Нас уносит поток этих действий, и нет сил остановиться, изменить направление, «разбить скрижали».

Можно встретить евреев, которые не соблюдают Тору и заповеди, хотя знают, что истина именно в них. Они знают, что нужно исполнять заповеди, соблюдать шаббат, есть только кошерную пищу, следовать законам чистоты. Но нет у них решимости встать и совершить действие, принять на себя «бремя царства небесного» — например, пойти на семинар по Торе.

Можно встретить родителей, пославших самое дорогое, что у них есть, — своих возлюбленных детей — в школу приобретать знания и разум. А потом они удивляются грубости и словам, которые ребенок приносит с собой, его выражениям и понятиям, вседозволенности и скотскому поведению. В таком случае зачем молчать? Измените направление, пока еще можно. «Разбейте скрижали» и переведите ребенка в школу, которая воспитывает веру и дает религиозное образование, развивает хорошие качества и приучает к вечным ценностям, знакомит с Торой, с молитвами, учит уважать родителей и наставляет хорошему поведению. Спасите своего ребенка, и он будет вам вечно благодарен!

Пусть каждый проверит, где его поймала рутина, где он оказался в плену у ложного пути, и наберется решимости к изменениям, пока не стало поздно. Это вершина величия, в награду за которое получают благодарность с Небес (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше