«Чтобы ты рассказал своему сыну и сыну сына своего» (10:2). «Суд над Египтом — двенадцать месяцев» (Ирмия 2:13). Каждая кара длилась месяц. А мы удивляемся: вопль сынов Израиля поднялся на небеса пробудить милосердие свыше для их спасения. «Голос друга моего вот идет, перепрыгивает горы» (Шир а-Ширим 2:8). Как объяснил Раши, он «перепрыгивает установленные сроки», чтобы ускорить избавление. И тем не менее освобождение задерживается на целый год! Почему и за что? Если уж Творец хочет вывести Своей народ оттуда, кто может помешать Ему? Зачем, в таком случае, понадобилось десять наказаний?
Ответ в том, что эти наказания, конечно же, понадобились не для того, чтобы вывести сынов Израиля из Египта. У Всевышнего есть множество способов сделать это. Но Он пожелал преподать евреям уроки веры в провидение, сопровождая их на протяжении всего длинного пути от их становления народом и на все поколения. Нам не зря заповедано посвящать ночь Седера исходу из Египта, а также упоминать о нем утром и вечером при чтении Шма. Все основы веры заключены в нем и выучиваются из него! Из каждого наказания египтян можно выучить много разнообразных уроков веры.
Об этом говорится в начале нашей недельной главы: «Чтобы ты рассказал своему сыну и сыну сына своего, как Я покарал египтян, и о чудесах, которые совершил с ними, и познаете, что Я Б-г».
Однако вопрос все еще остается. Если задуматься над произошедшим, кажется, что все уроки можно было выучить уже из первого наказания. Вода превращается в кровь в руках египтянина и вновь превращается в воду в руках еврея. Оба пьют вместе — один пьет воду, а другой кровь. Это доказывает со всей очевидностью, что Творец открыто властвует над миром и изменяет его, как пожелает. Творение в Его руках — как глина в руках горшечника. Что к этому добавляет наказание жабами? Что доказывает наказание вшами, и что нового открывает наказание стаями зверей?
Но что поделать? Есть такие, кто «одарен» узостью взглядов, — их называют «квадратной головой». Итак, Творец может превратить воду в кровь, а что с жабами? Сможет ли Он поднять их из реки? Безумцы, они не понимают, что если уж Он способен на первое, то тем более на второе. Но пойди поговори с таким глупцом. Увидев, что и жабы пришли, он все еще спрашивает: «А как насчет вшей?»
Это выглядит странным? Давайте прочтем отрывки из Теилим (гл. 78): «Рассек море и провел их, поставил воду, как стену. Вел их днем облаком, а ночью — светом огня». Что еще требуется, чтобы доказать, что Творец может все? Читаем далее: «Но они продолжали грешить перед Ним, перечить Высшему… Роптали на Всесильного, сказали: Может ли Б-г приготовить стол в пустыне? Может ли хлеб дать, приготовит ли пищу для народа?» Что сказать? Нет слов. Непонятно и все.
Тогда давайте будем честны перед собой. Разве мы лучше их? Мы и так уже все знаем. Знаем, что Творец всемогущ, что все в Его руках; упоминаем исход из Египта утром и вечером, знаем, что в Его руках жизнь, здоровье, материальный достаток, покой и все остальное. Действительно ли знаем? Да, истинно и честно. Мы верующие, потомки верующих.
Мы также знаем, что нужно заготовить припасы в путь к вечности, и что нет более возвышенной заповеди, чем изучение Торы, в которой каждое слово — это отдельная заповедь. А насколько важнее целый урок по Торе, когда ее преподают перед множеством учеников! Это мы тоже знаем.
Так давайте же сделаем выводы. Завершим работу на час раньше и пойдем на урок по Торе. Ведь заработок приходит свыше, нас очевидно не накажут за такое.
Если начнется увиливание, и нам понадобятся доказательства, что мы поступаем верно, это будет свидетельством нашей низости. Это докажет, что мы подвержены той самой узости взглядов, над которой смеялись (Майян а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?