«И придут все эти благословения, и настигнут тебя» (28:2) Что Тора подразумевает под глаголом «настичь»? К сожалению, материальный достаток нередко отдаляет человека от всего остального мира. Машина с тонированными стеклами, вилла, огороженная забором, личная секретарша… всё это свидетельствует о том, что богатый человек слишком высокого мнения о себе — и низкого обо всех остальных. Поэтому Тора и говорит: «…и настигнут тебя». Благословения в материальной сфере не должны менять сущность человека, они должны «настигать» его и оставлять таким, каким он был раньше.
Как-то раз к рабби Яакову Каневскому («Стайплеру») пришла маленькая внучка. В руках у нее была жевательная резинка. «Дедушка, это кашерно?» — малышка указала на соответствующий штамп на упаковке.
Стайплер вздохнул, обратившись к визитерам, которые в тот час находились у него в комнате: «Ох, это молодое поколение… Они не спрашивают, полезно ли это, нужно ли это, а только лишь кашерно ли это».
В Талмуде (Ктубот, 66б) рассказывается о человеке, который пришел к рабби Нехемие за советом. Раввин спросил посетителя: «Что вы обычно едите на обед?» Визитер с готовностью ответил: «Мясо, мясо, мясо — и запиваю вином многолетней выдержки».
«Скажите, — поинтересовался рабби Нехемия, — а можно предложить вам порцию чечевицы?» Посетитель согласился. Через некоторое время раввин узнал, что гурман скоропостижно скончался, и в народе про него полушутя, полусерьезно говорят: «Горе человеку, который скончался после обеда у рабби Нехемии». Почему именно таким образом широкие массы оценили произошедшее? Почему, упаси Б-же, не обвиняли раввина в том, что его чечевица могла ускорить смерть? Потому что, цитируем Талмуд, «горе человеку, который умирает от того, что приучил себя к деликатесам и не получил их».
Раввин Галинский как-то сел в автобус. Осмотрелся — на одном из сидений расположился его сосед. Соседи поприветствовали друг друга. Точнее, р. Галинский с улыбкой поздоровался, а вот его собеседник ответил как бы нехотя, с кислым выражением лица. «Что случилось?» — встревожился раввин.
Оказалось, что произошло едва ли не самое страшное: «Я продал свою машину», — пожаловался сосед. От остановки к остановке человек рассказывал о том, каким блестящим, чистым, быстрым и верным был его автомобиль, но вот — понадобились деньги, и пришлось продать дорогую вещь.
«Действительно, ужасная трагедия, — покачал головой раввин. — Впрочем, есть же общественный транспорт, автобус, в котором мы с вами сидим. Не надо ни стоянку искать, ни бензином заправляться. В автобусе можно учить Тору, дремать, разговаривать». Но бывший владелец автомобиля настолько привык к своему детищу, что не поддавался словам утешения…
Следующая история произошла сто лет тому назад. К крупному раввину пришли спонсоры общины: «Ребе, мы вас очень уважаем и хотим сделать вам подарок. Пойдемте-ка в магазин головных уборов и выберем вам новую шляпу». Действительно, раввин уже несколько десятилетий ходил в шляпе, подаренной его покойными родителями на свадьбу.
Несмотря на щедрое предложение, раввин был непреклонен: «Спасибо, но я не люблю получать подарки». Спонсоры переглянулись: «Ребе, давайте тогда вы уплатите за шляпу символическую сумму, а остальное добавим мы?» Раввин улыбнулся: «Видите ли, новая шляпа не так дешева, как вы думаете. Мне она обойдется в миллион злотых, не меньше».
«Что?!» — удивились богачи. Раввин пояснил: «Предположим, я куплю себе новую шляпу, встану перед зеркалом и тут же пойму, что новый головной убор и старый сюртук ну никак не сочетаются. Я пойду к портному за сюртуком. Гм, новый сюртук и истоптанные туфли?! Хорошо, пойду к сапожнику. Стоп-стоп, я буду выглядеть как варшавский модник, а мой жена-реббецн останется в старом платье? Это невозможно! В Талмуде сказано, что о жене надо заботиться больше, чем о себе самом!»
«Итак, жена купит платье, мы войдем в дом — негоже в новой одежде садиться на расшатанные стулья и читать растрепавшиеся с годами книги. Меняем мебель и личную библиотеку…» Спонсоры прервали рассуждения: «Ребе, не страшно, итого получится около 10 тысяч злотых, мы берем расходы на себя». Но раввин остался непреклонен: «Новая мебель — в старом покосившемся доме?! Это невозможно! Мне понадобится новый дом, под стать мебели, костюму и шляпе!»
«Знаете, ребе, — подмигнул один спонсор другому, — а ведь ваша старая шляпа еще может прослужить несколько лет…» — «Вот именно! — просиял раввин. — Теперь вы и сами поняли, что я имел в виду!»
Именно об этом и пишет Тора — благословения должны «настичь» нас, а не «изменить» нашу сущность.
Критиканы, начните с себя
«Священник, который будет в те дни» (26:3) Тора подчеркивает: первинки плодов следует отдавать коэну — храмовому священнику. Но что такое «в те дни»?
Рабби Зуша из Аниполья был бедняком. За ним постоянно наблюдал один из прихожан синагоги, сам — человек небогатый. Внезапно наш герой разбогател и, помня о святости и учености рабби Зуши, решил помочь праведнику. Тут и там он делал пожертвования на нужды раввина.
В очередной раз он взял с собой солидную сумму денег. Однако в синагоге р. Зуши не оказалось. Ученики сообщили, что он поехал к великому Магиду из Межерича.
«А кто это такой?» — удивился разбогатевший прихожанин. Ему объяснили, что Магид — учитель рабби Зуши. «Гм, — подумал богач, — ну так может вместо того, чтобы помогать рабби Зуше, я буду помогать Магиду?»
Так он и сделал, регулярно отправляя в Межерич пожертвования. Однако не прошло и нескольких месяцев, как дела у богача стали идти из рук вон плохо. Конкуренты поджимали, поставщики обманывали, клиенты расторгали договора.
Бизнесмен пошел на поклон к рабби Зуше: «Ребе! Я не виноват! Я всего лишь решил, что раз вы ездите к Магиду, следовательно, он более крупный праведник, вот я и стал отправлять пожертвования в Межерич».
Рабби Зуша пояснил: «Именно когда вы давали пожертвования мне, не самому ученому человеку, Всевышний помогал вам, не самому праведному еврею. Когда вы решили давать цдаку истинному праведнику, Творец тоже начал более строго относиться к вам».
Именно об этом и пишет Тора. Первинки, т. е. первые плоды, надо приносить не самому праведному коэну. Нельзя браковать других, ибо тогда Всевышний «забракует» и самого дарителя.
В преддверии Рош а-Шаны и Йом-Кипура мы хотим удостоится милосердия с Небес. Мы просим Всевышнего: «Не относись к нам слишком серьезно, не наказывай за все проступки». В Талмуде (Сота, 8б) сказано: «К тому, кто относится к другим милостливо, на Небесах относятся милостливо». Поэтому если мы забудем обиды, нанесенные нам людьми, Б-г сделает вид, что не заметил обиды, нанесенные Ему. Прощайте других, и тогда Б-г простит всех нас.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский