«Если сокроется от тебя что-либо для разрешения между кровью и кровью, между судом и судом, между язвой и язвой, речи спорные во вратах твоих, то встань и взойди на то место, которое изберет Господь, Б-г твой» (17:8) Еврейские мудрецы не боялись признаться в том, что они чего-либо не знают. Раши несколько раз в комментариях к Торе пишет: «...Не знаю, что здесь имеется в виду».
В канун праздника Песах к раввину Яакову Каменецкому, главе нью-йоркской ешивы «Тора ве-даат» пришел посетитель с вопросом. Ему прописали определенные лекарства, но одно из них с высокой долей вероятности содержит хамец. Как быть? Раввин, несмотря на свой почтенный возраст, пошел в ближайшую аптеку и попросил, чтобы ему предоставили список ингредиентов, из которых изготавливается лекарство. Аптекарь открыл справочник: «Ребе, препарат не содержит хамец!»
Р. Каменецкий поблагодарил аптекаря и... нет, не вынес вердикт, а позвонил знакомому фармацевту. Тот подтвердил опасения: препарат действительно некашерен в Песах, нужно искать замену. Ученики поинтересовались, чем было вызвано недоверие раввина Каменецкого к словам аптекаря. Тот пояснил: «По его интонации было понятно, что он не знает точного ответа, но стесняется об этом сказать. Этим и отличается аптекарь от раввина — аптекарь ощущает ответственность перед покупателем. Если тот задает вопросы, надо во что бы то ни стало предоставить ответ. А вот раввин ощущает ответственность перед Торой, перед абсолютной истиной. Даже Моше не стеснялся признаться в том, что не знает ответов на все вопросы (см. комментарий Раши к Ваикра, 10:20)».
Глава ешивы продолжил: «Когда автор книги «Бейт а-Леви» был избран на пост раввина Бриска, ему задали некий галахический вопрос. Раввин ответил: «Я не знаю ответа». Эта ситуация повторилась три раза подряд. Присутствующие изумились — они-то думали, что избрали на пост городского раввина знающего человека! Но раввин их успокоил: «Мне известен ответ, и я вынесу галахический вердикт. Но я хотел приучить себя говорить: «Не знаю...»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его