«И говорить будут смотрители народу так: Кто построил новый дом и не обновил его, пусть пойдет и возвратится в свой дом; чтобы не умер он на войне и другой не обновил бы его; И кто насадил виноградник и не почал его, пусть пойдет и возвратится домой; чтобы не умер он на войне и другой не почал бы его; И кто обручился с женой и не взял ее, пусть пойдет и возвратится домой; чтобы не умер он на войне и другой не взял бы ее» (20:5-7). Спрашивается, почему надо освобождать от воинской обязанности человека, который не обновил свой дом? Раши объясняет, что невыполненное обновление дома приводит к тому, что человек будет ощущать себя некомфортно, его душа будет страдать из-за этого. Тоже непонятно — солдат находится на поле боя, он должен думать о защите Родины, а не об оставленных в тылу доме, поле и винограднике! В комментариях к Шмот, 20:3 приводится еще одно интересное высказывание мудрецов: смерть от жажды страшнее других видов смерти, потому что вместо раскаяния и молитвы Творцу человек думает о воде.
Раввин Элиэзер-Менахем Шах, да будет благословенной память о праведнике, рассказывал: в Слуцке жил скупердяй, известный всему городу. Он не только не давал милостыню, но и сам вел аскетический образ жизни — носил лохмотья, питался объедками. На каком-то этапе человек тяжело заболел и оказался на смертном одре. В доме у больного решили собрать миньян и помолиться. Одним из участников молитвы был р. Шах.
Оказалось, что скупердяй заранее обо всем позаботился: саван и мешочек с землей Эрец-Исраэль он положил в сейф, где хранились нерастраченные им богатства.
«Вы можете передать мне ключ? — спросил умирающего синагогальный служка». Тот согласился, но по глазам было видно, насколько неприятно человеку отдавать ключи от сейфа. «Запомните, — внезапно прошептал умирающий, — это всё мое!» На этих словах душа покинула его тело. Даже за секунду перед смертью скупердяй думал не о раскаянии, а исключительно о нажитом имуществе.
Так и обручившийся человек, попав на войну, будет думать о том, что в случае гибели его жена достанется другому. И это тоже странно, на первый взгляд: неужели этот человек хотел бы, чтобы его жена на всю жизнь осталась «соломенной вдовой»? Какая ему в загробном мире разница, кто возьмет ее в жены? В этом и заключается парадокс нашего существования — мы готовы примириться с собственной смертью, но не желаем, чтобы другой человек выиграл от этого...
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.