«Когда расширит Всевышний границы твои…» Поведение наших праотцев характеризовалось поразительным спокойствием. Даже в самых трудных ситуациях они не теряли самообладания. Каким образом они достигли такого состояния?
Когда человек знает, что Всевышний является исключительным гарантом его пропитания и успешности, он спокоен. Такой еврей подобен маленькому сыну, зависящему от отца. Малыш знает, что папа накормит его сытным завтраком.
Тот же, кто уверен в собственных силах, не будет знать покоя: если он считает себя единственным хозяином положения, такой человек будет 24 часа в сутки стремиться к очередным материальным вершинам, а также пугаться многочисленных конкурентов, которые могут помешать ему, бедному.
Рассказывают, что в одном местечке жил ученый еврей. Жена часто жаловалась: «Дома есть нечего, а муж сидит в синагоге, изучает Талмуд и доволен происходящим». Друзья ученого еврея как-то раз пришли в синагогу и убедились в верности сказанного — наш герой переворачивает страницу за страницей, и улыбка не сходит с его лица.
Визитеры поинтересовались, чему же так радуется отец бедного семейства. «Видите ли, жена права и я прав, — пояснил тот. — Мы действительно живем небогато. Но я обращаю свой взор к Творцу и помню, что только Он может нам помочь. Поэтому я уверен, что спасение — не за горами». Внезапно в синагогу вошел курьер. В руках он держал адресованное нашему герою приглашение одной из соседних общин стать их раввином. За солидное жалованье.
Да, именно вера и является причиной радости. Рабби Шмелке из Николашбурга и рабби Пинхас из Франкфурта задали Магиду из Межерича следующий вопрос: «В Талмуде (Брахот 60б) сказано, что человек должен благодарить Всевышнего за плохое так же, как он благодарит Его за хорошее». Долг долгом, но как это можно осуществить на практике?!
Магид отправил их к своему ученику рабби Зуше.
Раввины целый день ходили по местечку в поисках «рабби Зуши» — никто и не слышал о таком. Наконец им удалось найти Зушу. Одетый в лохмотья, он сидел у печки и учился.
«Ребе, — спросили гости, — почему человек должен благодарить Всевышнего за плохое так же, как он благодарит Его за хорошее? Нас послал к вам за ответом сам Магид». Рабби Зуша удивился: «Но я никогда не знал в своей жизни ничего плохого! Б-г посылал мне только хорошее!»
В этом и заключался ответ. Рабби Зуша был доволен той жизнью, которая у него есть. Он не пытался копировать стиль жизни тех, кто был богаче его, и поэтому оставался счастливым. Талмуд следующим комментирует стих " Когда расширит Всевышний границы твои, и скажешь ты: буду есть мясо» — стремиться к материальным благам надо только тогда, когда Всевышний дал тебе для этого соответствующие инструменты. Он расширил твои материальные возможности? Ешь деликатесы. В противном же случае довольствуйся тем, что у тебя есть. В этом и заключается секрет спокойствия.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.