«И отдал Моше сыновьям Гада и сыновьям Реувена, а также половине колена Менаше бен-Йосефа царство Сихона» (32:33). Когда Моше захватил царство Сихона и Ога, представители колена Гада и Реувена захотели поселиться в этой стране. Моше согласился, но при одном условии: вместе с ними будет проживать половина колена Менаше. Почему?
Объясняет Нацив из Воложина, что сыновья Менаше разбирались в Галахе. Моше хотел поселить их вместе с коленами Гада и Реувена, чтобы у последних была возможность консультироваться. Отсюда и вытекает правило, согласно которому еврей должен жить в месте, где изучают Тору (в Талмуде, в частности, приведен запрет покидать Вавилон, в котором в ту пору процветали центры еврейского образования).
Но при этом следует задать еще один вопрос. Не только колено Менаше разбиралось в Галахе, но и колено Иссахара, а также колено Иегуды. Почему же Моше остановил свой выбор не на них?
Мудрецы дают следующий ответ. Если спросить малыша в хедере, почему братья Йосефа, оказавшись в Египте, надорвали на себе одежду в знак траура, будет получен моментальный ответ: «Именно Менаше, сын Йосефа, обвинил их в воровстве кубка. Поэтому братья тотчас порвали на себе одежду».
Прошло 250 лет, сыновья Гада и Биньямина получили надел — земли Сихона. И именно половина колена Менаше поселилась вместе с ними. Из-за Менаше братья рвали одежду, а теперь колено Менаше оказалось «разорванным» по обе стороны реки Иордан.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский