Темы: Оцарот
В недельной главе сказано: «И вспомнил Я союз с Яаковом, союз с Ицхаком и союз с Авраамом». Раввин Авраам Хахам, который проживал в Персии, объясняет: в этом предложении не только упоминается наследие отцов, но и предъявляется конкретное требование к его потомкам. Мы должны вести себя подобно Аврааму, Ицхаку и Яакову, чтобы удостоится вечного союза со Всевышним и Его помощи.
Раввин Меир Панижель приводит следующую притчу. Жил-был очень сильный и могущественный человек. Как-то раз он попал в деревню, все жители которой плакали, не переставая. «В чем дело?» — удивился наш герой. Ему объяснили, что недавно в деревню явились разбойники, жителей избили, а имущество разграбили.
Богатырь вскипел и бросился на поиски злодеев. Вскоре он вышел на след банды и предложил главарю: «Пусть твой самый сильный разбойник сразится со мной. Если я выиграю, вы вернете жителям деревни награбленное».
Так оно и случилось. Началась схватка не на жизнь, а на смерть. Внезапно наш герой провел удачный прием — его противник упал на землю, с головы слетела шляпа, а под ней обнаружились… женские кудри.
Богатырь крайне удивился, а женщина пояснила: «Я ищу жениха, который был бы таким же сильным, как я. Ты мне подходишь». Разбойники вернули награбленное крестьянам, а богатырь и бывшая разбойница поженились.
У них родился сын. Когда ему исполнилось десять лет, отец отправил его за водой: «Ты сильный мальчик, возьми с собой меч и ничего не бойся» В пути на ребенка напали дикие звери. Он выхватил меч из ножен, убил льва, волка и тигра. Медведь оцарапал его своими когтями, но мальчик убил и его.
Он добрался до реки, наполнил кувшины водой и вернулся обратно. Окрестные жители были поражены, услышал рассказ мальчика о схватке с хищниками. «А что это за царапина на лбу?» — спросил его отец. Мальчик пояснил, что это следы медвежьих когтей. И тогда отец вместо похвалы… дал ему пощечину!
Все вокруг возмутились: «Вместо похвалы ты бьешь такого замечательного ребенка?!» Богатырь-отец пояснил: «Если бы речь шла об обычном малыше, я бы его похвалил за храбрость. Но мой сын, как и я, отличается невиданной силой. Он должен был вернуться из боя без царапины».
Евреи, как правило, отличаются от народов, окружающих их, в лучшую сторону. Но этого недостаточно. Мы должны вести себя подобно нашим святым праотцам. Мы можем и должны делать это.
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его