«И будет, когда принесет человек жертву Б-гу» (Ваикра 1:2). В Талмуде объясняется, что слово «человек» («адам» на иврите) упоминается не случайно — это намек на Адама, первого человека, которому в этом мире принадлежало всё, и поэтому он не боялся нарушить запрет на воровство. Точно так же еврей в эпоху Храма должен был позаботиться о том, чтобы животное, которое он собирался принести в жертву, не было бы ворованным или незаконно отобранным у другого человека.
Если нам расскажут о богаче, который скопил свое состояние на сомнительных сделках, мы отнесемся к этому отрицательно. Но если нам сообщат, что такой человек стал крупным меценатом, мы вздохнем с облегчением: «По крайней мере, сейчас он искупает грехи юности».
Это крайне неправильная точка зрения. В книге пророка Йешаягу сказано: «Ибо Я, Г-сподь, люблю правосудие, ненавижу грабеж и несправедливость» (Йешаягу 61:5). Слово «несправедливость» («авла») можно прочесть как «ола» (жертва). Всевышний не любит грабителей, которые рядятся в тогу праведников и приносят искупительные жертвы, не исправившиься.
В нынешней недельной главе рассказывается о наказании, которому подвергается человек, принесший ложную клятву. Следующая история произошла в Багдаде, раввином которого был рабби Моше-Хаим, дедушка Бен-Иш-Хая. Однажды к нему пришли двое бизнесменов, которые не поделили между собой определенную сумму денег. Рабби Моше-Хаим вскоре понял, что истец прав, а вот ответчик-лгун готов поклясться в своей правоте.
Тогда раввин обратился к ответчику: «Готов ли ты поклясться — но не на свитке Торы — а на Скрижалях Завета?» Параллельно раввин попросил своего служку окунуться в микву, а затем принести из синагоги две скрижали, которые висели над сейфом со свитками Торы.
Ответчик в ужасе представил себе, как он будет стоять, подобно Моше, с двумя скрижалями и говорить неправду… Он тотчас упал на колени и признался во лжи.
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?