«И сделай ризу к эйфоду, всю из синеты. И да будет отверстие для головы в средине ее; обшивка должна быть вокруг отверстия ее, работы тканой, подобно как у отверстия брони должно быть у нее, чтобы не рвалось» (Тецаве 28:32). В Талмуде написано, что риза первосвященника искупала грехи, допущенные из-за злословия (Звахим 88б). Почему именно риза? Потому что на ней висели колокольчики — как пишет Талмуд, «звук искупит проступки, связанные со звуками».
Сказано, что проказа — это наказание за злословие, и в качестве искупительной жертвы прокаженный должен принести двух птиц. Талмуд пишет, что его грех уравновешен жертвоприношением: злословящий грешил при помощи языка, а птицы тоже отличаются склонностью к «болтовне».
Рабби Иерухаим из Мира задает следующий вопрос — в отличие от грешника, который распространял негативную информацию, птицы попросту щебечут в свое удовольствие. Почему же их приносят в жертву при злословии?
Ответ звучит так. Именно болтовня приводит к греху. Поначалу человек дает волю языку, подобно птице. Он отпускает шуточки и смеется, но в конце концов превращается в сплетника и распространителя слухов. «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен» (Мишлей 10:19).
В книге «Кли якар» злословящий человек сравнивается с мухой, которая ищет навозные кучи и там откладывает личинки. Такой человек отмахивается от общей картины, фокусируясь на негативе. Чтобы избавиться от подобной привычки, надо оценивать ближних по совокупности. Недаром риза первосвященника была сделана из синеты — она символизировала бескрайнее небо, отдельные облака на котором не могут затмить всей его прелести.
Некая религиозная семья взяла опеку над пожилыми репатриантами из СНГ, профессором медицины и учительницей. Хозяева стали приглашать их на субботние трапезы, общаясь на смеси идиша и английского. Время шло, гости подучили иврит и даже начали соблюдать заповеди.
После очередного субботнего ужина муж и жена тепло распрощались с хозяевами и направились к выходу. Прошло несколько минут. В окне внезапно мелькнул отблеск фар. Любопытствующая хозяйка подошла поближе и не поверила своим глазам: их милые и интеллигентные гости, которые постоянно признавались в любви к иудаизму, садятся в такси! в шаббат! несмотря на кипу на голове у профессора!
С тех пор отношения между семьями начали увядать, а потом вовсе и сошли на нет. Через год раздался звонок: профессор скончался. Бывшие опекуны решили проведать вдову.
После дежурных соболезнований глава семьи поинтересовался, от чего умер муж женщины. «От инфаркта, — вздохнула она. — Помните, мы были у вас в одну из суббот? Спускаясь по лестнице, мой муж почувствовал острую боль в груди и заподозрил инфаркт. Он попросил меня вызвать такси, ведь угроза для жизни отменяет субботние ограничения. В тот раз мы успели доехать до приемного покоя. А позавчера не успели…»
Как важно не судить и не обвинять ближнего!
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский