«И сделай двух керувов из золота, чеканной работы сделаешь их на обоих концах крышки» (Трума 25:18). Рамбам пишет, что глубоко под землей, на месте, где раньше находилась Святая святых, спрятан золотой Ковчег Завета. В нем находятся скрижали, которые Моше получил на горе Синай. Более двух с половиной тысяч лет, со времени правления царя Йошиягу, ковчег надежно упрятан от людских глаз. С Б-жьей помощью, когда придет Машиах, ковчег и скрижали будут опять помещены в Святая святых.
В трактате «Сукка» описывается строение ковчега. Его крышка (капорет) сделана из чистого серебра. Толщина крышки — около 10 см. На ней расположены фигуры двух херувимов с лицами подростков. Высота каждого херувима, включая крылья, составляет метр. Все детали ковчега пронизаны глубоким смыслом. Сам ковчег символизирует мудреца, который хранит Тору в своем сердце. Херувимы — это юные ученики мудреца (Хагига 13б).
Согласно заповеди, херувимы и капорет должны быть связаны воедино, представляя собой цельный объект. В чем смысл такого требования? Разве не легче и не логичнее было бы изготовить крышку ковчега, а затем приварить к ней золотых херувимов?
Маараль из Праги дает следующее объяснение. Капорет — это не просто крышка, выполняющая технические функции. Капорет и херувимы представляют собой отдельно взятый элемент ковчега, как и сами скрижали.
Чтобы понять это объяснение, вернемся к вышеприведенной аналогии. Ковчег Завета — это мудрец, раввин, глава ешивы. Он живет Торой и владеет заложенной в ней информацией. Херувимы же символизируют ешиботников, которые должны поддерживать неразрывную связь с Торой.
Ешива не должна восприниматься как переходное звено между детской и взрослой жизнью. После создания семьи еврей должен продолжать учить Тору, а в идеале — еще и преподавать ее другим, стать инспектором ешивы, раввином, религиозным судьей, привлекать нерелигиозных людей к религии.
Поэтому в Талмуде отмечают, что крылья херувимов не были вознесены к небу. Они находились над их головами, символизируя жизнь в ореоле Торы. Еврей и Тора — это единое целое, ценность которого выше чистого золота.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский