«И бросил Аарон посох свой пред фараоном и пред рабами его, и тот сделался змеем» (Ваэра 7:10). В мидраше приведено интересное объяснение того факта, что первым чудом, которое Моше и Аарон продемонстрировали фараону, было превращение посоха в змея.
Как известно, Нил — это главный символ Египта, а фараона сравнивали с большим крокодилом, лежащим посреди рек (см. Книгу Йехезкеля 29:3). Представим себе это животное: огромная пасть, зубы, напоминающие пилу, хвост, который нетерпеливо бьет по песку…
Именно таким и был фараон, который со слугами ждал появления Моше и его брата — сейчас они появятся, и я уничтожу их с потрохами. Жестокий диктатор, который принимал ванны из крови еврейских младенцев, самодур, который считал себя божеством.
Что делает Всевышний? Превращает посох в змея, а змея — в посох, чтобы показать, кто является истинным хозяином положения. Раввин из Кельма говорил, что главное чудо, которое продемонстрировал Б-г египтянам, это тот факт, что Моше во время каждого визита прилюдно высмеивал фараона и спорил с ним, а тот даже не предпринял попытки его наказать, заточить в тюрьму или убить.
Говорят, что человек предполагает, а Творец располагает. Мы живем не там, где изначально планировали, работаем не на той должности, о которой мечтали, и так далее. Сложно и даже невозможно делать планы на жизнь.
Наши мудрецы сказали: «Всё в руках небес, кроме Б-гобоязненности». Иными словами, Всевышний заранее предопределил наш рост, вес, адрес, должность и зарплату. И лишь Б-гобоязненность целиком зависит от нас самих. Следуя аналогии с чудом, мы должны быть «крокодилами», которые активно набрасываются на свое дурное начало, а не пассивным «посохом».
На Небесах постановили, кто продолжит жить в этом году, а кто уйдет в мир иной. Кто выиграет военную кампанию, и кто станет президентом. Лишь исполнение заповедей зависит от нас, и только от нас. Лишь мы ответственны за изучение Торы и помощь ближнему. Поэтому давайте не будем тратить время на то, что уже предопределено, а вместо этого приумножим наши духовные усилия!
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его