Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«И поднялась Ривка и ее девушки, и сели они на верблюдов, и последовали за мужем» (Хаей-Сара 24:61). Зачем нужны такие подробности? Почему нам необходимо знать, кто за кем ехал? Чтобы ответить на эти вопросы, процитируем Талмуд.

«Маноах, отец Шимшона (Самсона), был необразованным человеком. Написано: “И пошел Маноах за своей женой” (Шофтим 13:11). Сказал рав Аши: он даже в талмуд-торе не учился, ибо сказано: “И поднялась Ривка (…) и последовали за мужем”. За мужем, а не муж за ней!» (трактат «Брахот» 61а)

Тора учит нас правилам повседневного поведения, а также законам скромности. Во времена Талмуда дети с малых лет знали, что не мужчина должен идти за женщиной, а наоборот, поскольку это нескромно. Ученики талмуд-торы не просто читали Пятикнижие, а усваивали приведенные в нем законы и применяли их в повседневной жизни.

Но кто сказал, что Маноах не учился в талмуд-торе? А может быть, он просто прозевал тот момент, когда меламед преподавал главу «Хаей-Сара»? Прежде, чем мы ответим на этот вопрос, давайте сделаем небольшой исторический экскурс.

Как известно, грядущее Избавление напрямую связано с уничтожением памяти об Амалеке. Царь Шауль был направлен с этой миссией, но не выполнил ее. Царь Давид послал военачальника Йоава, но тот уничтожил только мужчин-амалекитян (Млахим 1 11:15). В Талмуде написано, что когда Йоав вернулся с поля боя, Давид спросил его, в чем причина такого выборочного исполнения Б-жественного повеления. Тот ответил: «В Торе написано: “Сотри мужчин (захар) Амалека” (Дварим 25:19)». Царь удивился: «Нет, заповедь гласит: “Сотри память (зехер) об Амалеке”! Йоав объяснил, что его учили читать “захар”, а не “зехер”.»

Тогда Давид нашел раввина, у которого в детстве учился Йоав, и процитировал ему стих из книги пророка Йермиягу: «Проклят тот, кто нерадиво исполняет дело Г-сподне, и проклят тот, кто меч свой отвращает от кровопролития» (Йермиягу 48:10).

В комментариях Тосафот объясняется, что этот раввин учил детей правильному прочтению слова зехер. Но вина его заключалась в том, что он не удосужился проверить учеников и убедиться, что абсолютно все читают правильно.

Учитель должен проверять познания учеников. Соответственно, если Маноаху не было известно, что мужчина должен идти впереди женщины, вывод напрашивается один-единственный: он не учился в талмуд-торе!


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.