«И упрашивал он их очень, и зашли они к нему и вошли в его дом; и он приготовил им угощение, и пресные хлебы испек, и они ели» (19:3). Когда в Румынии и Венгрии установился пронацистский режим, на евреев был наложен ряд ограничений, а в обществе создалась погромная атмосфера.
Вскоре гитлеровцы захватили Венгрию. Евреи были отправлены в концлагеря. Некоторым удалось пересечь границу с Румынией и спастись. Румынские власти, в свою очередь, преследовали беженцев и при ближайшей возможности выдавали нацистам. Более того, было опубликовано постановление: за укрывательство беглеца — высшая мера наказания.
Попытаемся поставить себя на место румынских евреев. Представьте: идете вы по улице и видите еврейскую семью. По внешнему виду понятно, что это беженцы из Венгрии. Будучи смелым и благородным человеком, вы подходите и шепчете: «Я готов вас спрятать! Я тоже еврей!» В ответ вы слышите: «Нет-нет, спасибо, мы не хотим, чтобы вы рисковали. Мы как-нибудь сами справимся».
Ф-ф-ф-фу, от сердца отлегло. С одной стороны, вы продемонстрировали широту души, с другой — не придется рисковать жизнью, дрожа от каждого стука в дверь.
Такое поведение не сравнится с героизмом Лота, который жил в Сдоме — логове разврата и злодейства. Несмотря на грозившее ему наказание, он открыл дверь и пригласил путников войти. Лот не побоялся пожертвовать личной безопасностью и высокой должностью (в мидраше написано, что он был судьей).
Путники отказались: «И сказали: нет, ибо на улице заночуем». Лот мог спокойно вернуться к своим делам. Всё, что он мог, он сделал. Но Лот продолжал умолять путников остаться на ночлег.
Откуда у Лота, не отличавшегося праведностью, появилось такое упорство и готовность рисковать? Раввин Натан-Цви Финкель, «Дедушка из Слободки», дает следующее объяснение. Лот сопровождал Авраама в его походах. Гостеприимство и праведные поступки праотца стали школой жизни для Лота. А в других сферах его поведение осталось неидеальным.
Мораль: все мы не должны полагаться только на то, что мы привыкли исполнять автоматически. Да, мы соблюдаем кашрут и шаббат, надеваем тфиллин. А что с другими заповедями? С сосредоточенностью во время молитвы? С запретом сплетничать и злословить?…
(из книги «Мааян а-шавуа»)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский