«И храните слова этого союза, чтобы процветали все ваши дела» (29:8). Объяснял рав «Црор а-мор»: Хотя основа соблюдения Торы и заповедей в том, чтобы заслужить будущий мир — вечное духовное богатство, их соблюдение способствует и успеху в этом мире, так что можно унаследовать оба мира.
Как сказали наши учителя: Сказал раби Йеошуа бен Леви, это написано в Торе и повторено в Пророках и Писаниях: всякий, кто занимается Торой — преуспевает и в имуществе.
Написано в Торе: «Берегите слова этого союза — чтобы преуспевать во всех своих делах».
Повторено в Невиим: «Да не отойдет эта книга Тора от твоих уст — ибо тогда будет успешен твой путь и преуспеешь».
И третий раз в Ктувим: «А только к Торе АШема стремление его — тогда будет успешен твой путь и преуспеешь».
Почему в Брахе после еды мы сначала благословляем за Тору, а потом за еду? Потому что написано: «Союз Торы, жизни и пропитания». Этому учил гаон раби Хаим Хизкия Хори из Джербы и привел историю, которую рассказал рав «Атерет Цви» (друш 7).
Однажды взошли души праведника и злодея дать отчет о своих делах перед небесным судом. Уже говорили мудрецы, что главный суд над человеком о словах Торы (Санедрин 7).
И спросили цадика, занимался ли Торой, и сказал «Да».
Спросили, молился ли сосредоточенно, и сказал «Да».
Спросили, исполнял ли заповеди, и сказал «Да».
Услышал это злодей, и стали стучать его кости. Понял, что сейчас его спросят то же самое.
24 часа есть в дне. Посчитали наверху и увидели, что цадик большую часть дня учился, молился и исполнял заповеди, кроме сна, еды и питья. И начислили ему награду за каждую минуту учения, молитвы, а также еды и питья. За все время.
Услышал злодей и успокоился. Пришла его очередь, встал горделиво и сказал: признаюсь, не учился, не повторял, не молился и не благословлял. Но зато вдвое больше ел, в четыре раза больше пил и намного больше спал — так что не лишите награды за это. К его изумлению, присудили ему геином, самый нижний отдел: за неисполнение и грехи, за все плохое, что сделал. И не поставили в заслугу еду, питье и сон, за что получил награду цадик.
Возмутился он: и наверху нет справедливости? Почему цадик получил награду за еду, а он нет? Услышали его жалобу и спустили на землю, в этом мир. Оказался он в поле на меже. Увидел земледельца, который смешивает с зерном для посева немного пепла. И спросил:
— А пепел зачем?
— Зерна легкие, ветер может их унести далеко. А пепел склеивает их, и останутся на месте.
Проходил другой крестьянин, увидел это смешивание и ничего не спросил. Подумал, что как сеют зерна — так и пепел. И спросил себя: зачем сеять дорогие семена, если можно сеять пепел? И от большого ума стал сеять только пепел…
Посмеялся над ним грешник: «Ну, и дурак. Сам подумай, разве может пепел дать плод? Вся его цель — помочь зернам, а у него самого нет никакой цены!»
И ответил на его слова Всевышний:
— Вот, раша и глупец, оправдали твои слова твой суд, ответил на свой вопрос! Еда и питье, сон и отдых сами по себе ничего не стоят. Цадик занимался Торой и заповедями — они как прекрасные зерна, к которым надо добавить немного «пепла». Поспать — чтобы восстановить силы, поесть — чтобы укрепиться. Поэтому их вносят в его награду, а ты всю жизнь только в пепле копался, за что же тебе награда?
Так наказывают злодея — но для нас, которые удостоились Торы и заповедей, все прочие мирские дела — средства, чтобы исполнить мицву. Едим, чтобы были силы исполнять веления Творца и Его прославлять, благословлять за еду до и после. Поэтому получаем награду и за них и возносим за них благодарность: «Благодарю Тебя АШем Господь наш…за Тору и жизнь». Потому что жизнь с ее потребностями — жизнь Торы, и тогда получаем награду и за них!
(אבותינו ספרו לנו, חזקת אבות)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.