«И с брата твоего не бери лихвы… чтобы благословил тебя АШем Господь твой во всех твоих делах» (23:20-21)
Тора дает нам здесь ключ к благословению и успеху во всех наших делах. Какой? Быть внимательным к запрету рибит.
Тора обещает благословение материальное и духовное всякому, кто не переступит этот страшный запрет, который многие игнорируют в то или иное время. О том, кто дает деньги под проценты, говорит Талмуд, что его деньги спускаются в нужник, не остаются в наследство, и всякие другие позорные вещи.
А деньги, приобретенные по праву, без подозрения в рибите, приносят благословения, о чем рассказывает следующая история.
Жители Иерусалима были в страшных долгах из-за процентов, под которые им ссужали арабы. Община нищала и, не видя выхода, решила послать за границу двух великих светочей, гаона раби Альгази и рабейну Якова Хазана, чтобы нашли спонсоров для спасения общины и ученых Торы. Глубочайшие знания в открытой Торе и в ее тайнах сделали их известными в мире. Когда приехали они во Франкфурт, гаон Хатам Софер, в частности, рекомендовал помочь им тому, кто поддерживал тамошнюю общину, раби Дану Гугенхайму, и в конце их пребывания тот провожал их из города.
Перед расставанием рав Альгази сунул руку за пазуху, достал крупную сумму и передал ему, сказав, что получил ее от некоего Лилиенталя. Ему кажется, эти деньги некошерные, и он не хочет осквернять Иерусалим! И поскольку в нечистых деньгах нет святости, попросил вернуть деньги.
Гугенхайму ничего не оставалось, как вернуть их дарителю. А тот очень рассердился, что ему швырнули деньги в лицо, и решил, что все равно сделает так, чтобы рав их использовал в своем доме учения. Прервал свои дела и приехал в Иерусалим, пока рав Альгази еще был за границей, собирая пожертвования. Пришел Лилиенталь в ешиву кабалистов Бейт Эль и решил сменить там всю старую мебель на новую, красивую и дорогую. Понятно, что они очень обрадовались.
Но в скором времени в ешиву вернулся рав Альгази и пришел в бейт мидраш. Заметил новую мебель и спросил: Откуда? От нее исходит скверный запах тумы, невозможно на ней учить Тору в чистоте.
Причина в том, что Лилиенталь приобрел богатство, давая деньги под проценты!
Многие спотыкаются на законах рибита, поскольку они касаются разных сфер, но можно избежать нарушения запрета, спрашивая советов у раввинов, хорошо знающих эту тему.
Обратим внимание. Когда берут у друга несколько шекелей, ручку, или даже дети одалживают сладость, нельзя об этом забывать, чтобы не возникло нарушения этих законов, и благословил тебя АШем Господь твой во всех твоих делах.
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его