«И не бери взятки» (16:19) Мы можем подумать, что это сказано только судьям. Но гаон раби из Салант зацаль говорит, что каждый из нас судья, потому что каждый момент он постановляет для себя, как ему поступать. И значит, должен смотреть за тем, чтобы все его решения были взвешенными и справедливыми и не искривлялись из-за корысти.
Случай с фермером, на телеге которого была гора зерна, и он захотел завезти ее в сарай. Но телега не проходила во вход — гора достигала до притолоки. Стал стегать лошадь, но напрасно.
Проходил насмешник и сказал:
— Зачем ты бьешь лошадь, разве не видишь, что поклажа поднимается слишком высоко?
— Ну, и что делать?
— Купи у меня бинокль, он все увеличивает в несколько раз. Посмотри через него наверх, и вход увеличится. Тогда сможешь без труда ввезти в него свою телегу!
Заплатил полную цену и купил у него бинокль, а тот пошел своей дорогой. Посмотрел через него на вход, и действительно, он стал в несколько раз выше. Попытался провести туда лошадь, и опять не получается. Крикнул он вслед насмешнику:
— Вход вырос, а телега все равно не проходит!
— Дурак, посмотри и на телегу в бинокль, и увидишь, что и поклажа на ней вырастет, и мешает проезду.
Посмотрел и видит, что гора очень выросла. Ничего не помогло!
Расстроился и крикнул удаляющемуся хитрецу:
— Ты же меня обманул, верни мои деньги.
И донесся до него голос насмешника:
— Есть совет! Смотри на поклажу с другого конца бинокля, и увидишь, что все получится.
У бинокля две стороны, а он не знал. Взглянул с другой стороны, и гора уменьшилась. Он очень обрадовался, посмотрел пристальней, хлестнул лошадь, а она, к его гневу, все равно не двигается. Хотел спросить у продавца, что теперь делать, но того уже и след простыл.
Проходил мимо смекалистый человек, увидел, что повозка застряла во входе, а возчик в панике крутит бинокль и смотрит с разных сторон, то на вход, то на поклажу, и говорит:
— Ну, и глупец же ты. Разве взгляд в бинокль изменит действительность, и разве ты можешь смотреть одновременно с двух сторон, чтобы увеличить вход и уменьшить поклажу…
— Что же делать?
— Нет ничего проще. Сними с повозки лишнее, чтобы она прошла во вход.
Это притча. А мораль? Сейчас у нас месяц милосердия и прощения, а потом наступят дни суда, когда будут выяснять наши дела и решать нашу судьбу. Удостоимся и будем записаны к жизни, здоровью, обеспече6нности, покою и радости. Или наоборот, будем в страхе и ужасе, потому что пытаемся пролезть с полной телегой грехов: злословием, недостатком занятий Торой и так далее. Но «притолока» высока, милость небес велика, и мы полагаемся на тринадцать качеств милосердия Всевышнего. Однако «увеличились наши грехи выше головы, возросли до небес» (Эзра 9:6), и есть порог прощения. Но наше себялюбие, йецер ара в нас затмевает нам глаза, как бинокль, так что на грехи наши смотрим с уменьшающей стороны, а на прощение с другой стороны, и так успокаиваем себя, что пройдем суд.
Давайте посмотрим на себя, как есть, и поймем, что есть только один способ пройти и удостоиться оправдания на суде — уменьшить гору преступлений и вернуться к тшуве!
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский