את הברכה אשר תשמעו אל מצוות ה… והקללה אם לא תשמעו (יא-כז) — Браха, когда будут исполнять заповеди АШема…и проклятие, если не будут их исполнять (11:27)
Спросил рав, автор «Бина леитим» зацаль, почему в благословении написано אשר תשמעו — когда, а в проклятии אם לא תשמעו — если? И привел пример.
Рассказ о человеке добродетельном и благотворящем людям, щедром и стремящемся к справедливости и милости, желавшем сделать благо бедняку, сыну хороших людей, безработному и нуждающемуся. Устроил ему хорошую работу и щедро заплатил вперед, сказав: «Обычно платят за работу в конце, но я хочу, чтобы тебе было хорошо уже сейчас, а окончательный расчет будет в конце, и я надеюсь, будет у тебя много таких достижений».
Так Святой, благословен Он, сказал Своим любимым детям, потомкам Авраама, Ицхаку и Якову: «Благословение Я даю вам сразу», надеясь, что «будут исполнять», это «в кредит», а потом выяснится, что вам полагается неизмеримая награда вечности.
А в проклятии Святой благословен Он, говорит только «если не будут соблюдать» — если, к несчастью, сойдут с пути и нарушат заповеди.
История о еврее лесорубе. Каждый день на телеге, запряженной ослом, ехал в лес, рубил деревья, грузил дрова на повозку и продавал в городе. Однажды по дороге в лес увидел в долине стадо коз. Одна на глазах его отбилась от стада и скрылась из вида от пастуха. Подивился он козе и небрежности пастуха. На другой день все повторилось: снова отбилась одна коза и скрылась от глаз пастуха, и он не заметил. Когда это произошло и в третий раз, сказал себе: надо это разгадать. Привязал осла среди кустов и пошел за той козой.
Пошла та коза по тропинкам, и он за ней. Шла часа два, дошла до горы и стала взбираться. А он за ней. Она в пещеру, и он за ней. Увидел груду костей, а у входа в пещеру стоит громадный медведь. Увидел его медведь, поднял огромные лапы и ужасно зарычал. Закричал и еврей, и закрыл глаза, понял, что пришел ему конец. А когда открыл глаза, смотрит — тот не прыгнул на него. Не двигается. Сказал: ну, теперь понятно, значит, это от Б-га. Он кормит все, от рогов быков до яиц вшей, посылает пропитание всем Своим тварям. И этому медведю, который на меня не бросился и меня не задрал, и ему посылает еду каждый день!
И тут же пошел обратно к телеге, отвязал осла и вернулся домой.
Смотрит его жена, еще рано, муж вернулся, а телега пустая.
— А где дрова? Ты что плохо себя чувствуешь?
— Все нормально, только зачем мне дрова? Кто кормит медведя, прокормит и меня.
Поняла она из его слов, что с ним не все в порядке… Стоит еще пораженная, как стучатся в дверь двое мужчин.
Попросили дать напрокат на день осла с повозкой, чтобы привезти из долины земли.
Сказал дровосек жене:
— Ну, видела, какие чудеса делает АШем? Ни разу у меня не просили осла с повозкой до сегодняшнего дня, когда я решил, что не надо рубить дрова.
Отдал, получил деньги и дал жене, чтобы купила еды. А она спрашивает:
— А, что будет завтра?
— Мало в тебе веры. Кто сотворит завтра, сотворит и еду на завтра. Будет день — будет пища.
Но те, кто взял осла и повозку, вовсе не собирались везти на ней землю. Это были разбойники, они ограбили и убили человека, а теперь хотели тайно увезти этого человека и похоронить. Приехали на телеге до места преступления, погрузили тело, свезли в долину, вырыли могилу у подножия горы и наткнулись на клад. Ящик полный золотых монет. Положили его на повозку, а тело положили в могилу и присыпали землей. И ящик с сокровищем тоже засыпали землей, решив, что вечером разделят клад, и никто не узнает.
Тем временем, им ужасно захотелось есть. Сказал один другому:
— Давай задержимся здесь. Ты пойди в город и купи что-нибудь поесть.
Тот пошел, а по дороге думал: теперь мы будем очень богатые. Только зачем же делить богатство? И вот что сделал. Купил еды и положил в нее яд, чтобы поел приятель и помер…
И с такими злодейскими замыслами возвращается. Только не пришло ему в голову, что это замышляет и его дружок. Вернулся с едой и положил перед товарищем, тот поднялся, убил его и сел есть. Поел отравленной еды и умер. А осел ждал до захода солнца. Стало тихо, и в ночном воздухе послышались голоса диких зверей, волков, шакалов и лис, все пошли на охоту. Испугался осел и поспешил домой, в свои ясли. Пришел в город к закрытым воротам хозяина и взревел. Вышел хозяин и позвал хозяйку, чтобы увидела осла с повозкой. И оба решили, что земля им не нужна. Стали сбрасывать ее с телеги и увидели сундук. Отнесли домой, а он полон золотых монет! Сказал муж:
— Смотри, жена. Святой, благословен Он, дал нам заработок еще до наступления следующего дня (אבותינו ספרו לנו, אוצר המעשיות).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.