«А теперь, Израиль, что АШем от тебя хочет, кроме трепета» (10:12). Спросил великий каббалист раби Йосеф Бенвенисти ди Сеговиа зацаль, ученик Ари-заля, что значит «А теперь Израиль», почему именно теперь? И почему акцент именно на страхе и трепете? Разве мы не знаем, что сердце закрыто, и страх перед Б-гом трудно обрести?
Ответ: Конечно, страх трудно обрести, потому что йецер ара закрывает сердце и не дает места страху. Но «теперь Израиль» — когда приняли Тору и стали Ам Исраэль — у вас есть проверенное средство устранить йецер ара: «Я создал йецер ара — и Я создал эликсир Торы. С тех пор, как есть у тебя средство против йецер ара, нет никаких препятствий, чтобы обрести священный трепет». Рассказывал рабейну Йосеф Хаим зацаль:
История о плуте, который устроил ловушку знакомому. Что сделал? Пригласил к себе и предложил выгодное партнерство с легкой наживой и небольшим вложением.
Сказал ему обманщик:
— Подожди меня немного, пока схожу в правительственный офис и принесу официальные бланки, чтобы подписать договор.
А тем временем пошел к своей жене-красавице и говорит:
— Через пятнадцать минут войди в комнату, где сидит гость, и спроси с волнением: Где мой сын, куда пошел? — И когда ответит тебе, выйди и иди в свою комнату.
— Не понимаю, — сказала она.
— А тебе и не надо понимать. Просто делай то, что я сказал. — И вышел из дома.
Через четверть часа женщина вошла в комнату и с волнением сказала:
— Где мой сын? И куда он пошел?
Мужчина сказал ей:
— Не волнуйся, сын пошел в правительственные офисы принести бланки и скоро вернется.
Услышала это женщина и вышла из комнаты. А человек удивляется: мать моего знакомого такая молодая и красивая! Когда вернулся обманщик с бланками в руке, он сказал ему:
— Твоя мать здесь была и очень беспокоилась о тебе.
— Да, с тех пор, как умер отец, она очень расстроена, и некому ее утешить. Только я ее радую.
Спросил тот человек:
— А почему она замуж не выйдет, она же молодая и приятная?
— Она хочет замуж за богатого и красивого человека, который много пообещает ей в ктубе.
— Ну, я свободен и, чтоб не сглазить, богат.
— И что ты пообещаешь ей в ктубе?
— Три тысячи золотых.
— Если дашь мне тысячу золотых как свату, обращусь к ее сердцу и уговорю за тебя выйти.
— Сделаю, как ты сказал.
— Если так, вот что сделаю. Ночью поговорю с ней, утром пойдем к судье для утверждения ирусин (помолвки) по закону, подпишем обязательство по ктубе, и завтра вечером приведу ее к тебе домой.
Наутро пришел к приятелю и говорит:
— Получил согласие. Теперь отвесь тысячу золотых, которые мне полагаются, и продолжим.
Показал ему доверенность от своей матери, чтобы он ее представлял и подписался на документе ирусин. Пошли к судье и выписали ктубу на три тысячи золотых, и радостный жених пошел к себе домой. Украсили дом, приготовили яства, и ждет прихода невесты.
А у этого обманщика была девяностолетняя мать. Пришел он к ней и говорит:
— Я для тебя что-то сделал, пожалуйста, не мешай моему плану.
— Что ты сделал? — спросила мать дрожащим голосом.
— Устроил тебе помолвку со способным, молодым и богатым женихом.
— Что ты плетешь? Я стою на краю могилу и буду праздновать помолвку?
— Все это не продлится дольше одного вечера. А я на этом заработаю несколько тысяч золотых. Пожалуйста, делай то, что я тебя прошу.
И что мать не сделает ради сына…
Вечером жених увидел экипаж приятеля у своего дома. Позвал слуг и сказал им:
— Поспешите и введите невесту в дом, а я войду, когда она уже сядет.
Через несколько минут жених вошел в зал, и вот перед ним старушка, голова дрожит от дряхлости.
— Кто ты? — спросил он.
И услышал:
— Я твоя жена, мать твоего друга, с которой ты женился по закону государства.
— Я видел вчера его мать, она молодая и очень красивая. Как же ты за 24 часа превратилась в старуху на краю могилы?
— Глупец. Женщина, которую ты видел вчера, была не его мать, а жена. Ты что слепой? Как ты мог подумать, что это его мать, когда у нее нет ни одного седого волоска, я намного старше ее. Вставай, принеси мне чашку кофе, у меня от поездки разболелась голова.
Жутко стало этому человеку — понял, что попал в ловушку. Потому что написал договор о матери этого обманщика — и вот она. Приложил ладонь к глазам — как он мог на черное подумать белое? Велел слугам принести яства, что приготовили для невесты. Но она ничего не ела по старости, а он от горя. И потом велел слугам отвезти ее домой. А сын тут же пошел к судье и увидел перед собой мужа своей матери, который прогнал ее в ночь свадьбы… Короче, с большими неприятностями пришлось ему выплатить вдвое больше, чем написано в ктубе, шесть тысяч золотых, чтобы с ней развестись. Всего получил обманщик 7 тысяч золотых.
Таков обман йецер ара. Даже если человек в летах, состарился, он представит его как молодого, побудит работать и копить деньги днем и ночью. А потом откроет вдруг человек глаза и увидит, что уже стар, и нет у него сил радоваться трудам прежних лет, как тот, кто женился на молодой, а оказалась старухой. И кричит: какой же я был дурак! Поседели уже волосы и теряю силы.
Если бы обратил на это внимание, перестал бы так думать о деньгах, от которых нету мне радости, и посвятил больше времени изучению Торы, потому что это вечное обретение в том мире, куда я иду.
«Радуйся юный в молодости и иди за сердцем своим», — это слова йецер ара в любом возрасте. А йецер тов говорит: «Помни Творца твоего в юности, пока не наступили плохие дни, и годы, о которых скажешь — я их не хочу»! (אבותינו ספרו לנו)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский