Тора подробно рассказывает о том, как были собраны дары для постройки Скинии Завета. Она упоминает имена дарителей — за исключением глав колен Израилевых: «А главы принесли камни ониксы» (Ваякель 35:27).
Согласно комментарию Раши, дело обстояло следующим образом. Если при построении жертвенника главы колен были первыми, кто принес необходимые дары, процесс постройки Скинии выглядел по-другому. Вожди колен сказали: «Пусть сначала члены общины принесут стройматериалы и драгоценности, а мы пополним недостающее». При подсчете собранного оказалось, что евреи принесли ровно то и ровно столько, сколько было необходимо.
Главы колен Израилевых призадумались и решили, что их общим вкладом будут драгоценные ониксы. Но поскольку такое решение было принято после, а не до общего вклада, и еврейские вожди проявили тем самым определенную лень, Тора не упоминает их имен.
При совершении того или иного поступка надо думать о том, как он будет воспринят Самим Творцом. Рассказывают, что рабби Исраэль-Меир а-коэн, известный как Хафец-Хаим, встретился с одним из крупнейших раввинов того поколения. Хафец-Хаим хотел убедить его поставить подпись на определенном воззвании на благо еврейских общин Восточной Европы.
Раввин замялся: «Знаете, у меня есть причина, по которой я не могу подписать это письмо. Может обойдемся вашей подписью?» Хафец-Хаим улыбнулся: «Я вас понимаю. Но будете ли вы готовы упомянуть причину отказа по достижении вами 120-и лет, когда вы будете стоять перед престолом Б-жественной славы?»
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его