В главе «Тецаве» скрупулезно перечисляются детали одежды первосвященника и процесс их изготовления. «И поясок на нем, чтобы подпоясывать эфод, должен быть соткан вместе с ним» (Тецаве 28:8) По словам комментатора Раши, у слова «эфод» два смысла — украшение и исправление.
Автор книги «Сифтей-коэн» трактовал процитированный выше отрывок следующим образом. Пояс столь же важен, как и эфод, а мысль человека важна, как и его практические поступки. Поэтому надо искоренить не только дурные дела, но и дурные мысли из своей головы. В положительном же аспекте не нужно ограничиваться одним лишь сухим исполнением заповедей. Надо присовокупить к нему свои мысли и намерения. Если учиться — то во имя Небес. Если молиться — то сосредоточенно.
Раввин Арье Гефен поделился историей, которая замечательно иллюстрирует этот принцип. Давным-давно родственник Хафец-Хаима должен быть посетить Америку, чтобы собрать там деньги на нужды евреев Восточной Европы. Буквально перед самым отплытием Хафец-Хаим сказал: «Многих евреев, которые впервые соприкасаются с иудаизмом, пугает количество заповедей — 613. Они не знают, что большое число заповедей с разрушением Храма не выполняется. Например, законы ритуальной чистоты и жертвоприношения. Я давно уже хочу составить “Краткую книгу заповедей”, в которой бы перечислялись именно те заповеди, которые по-прежнему актуальны. Эту книгу мне бы хотелось издать во имя Небес — я не рассчитываю на гонорар и хочу также найти спонсора, который согласился бы дать деньги на типографию без того, чтобы его имя было упомянуто в выходных данных. Ты едешь в Америку. Кто знает, может быть ты найдешь там такого мецената».
Эмиссар согласился, получил благословение Хафец-Хаима и выехал в путь. Через несколько недель он добрался до Нью-Йорка. В пути эмиссар заболел воспалением легких и страшно кашлял. Местные жители посоветовали ему поехать в теплую Флориду, климат которой благоприятно влияет на здоровье.
Оказавшись в Флориде, наш герой начал искать подходящую гостиницу. В лобби к нему подошел человек еврейской наружности, поздоровался и пояснил, что сам он тоже приехал в этот город с целью поправить здоровье. Ресторан в гостинице некашерный, и жена нового знакомого варит еду самостоятельно. Поэтому если эмиссар хочет, он может питаться вместе с ними.
Наш герой принял предложение. Вечером, после сытного ужина он спросил радушных хозяев: «Не знаете ли вы человека, который был бы готов дать пожертвование на выпуск “Краткой книги заповедей” Хафец-Хаима?»
К его удивлению, хозяин среагировал моментально: «Я готов дать любую сумму, но при условии, что мое имя не будет опубликовано». Оказалось, что он постоянно помогает евреям Америки и других стран. Получатели пожертвований сердечно благодарят его за щедрость, но мецената это только огорчает — ведь награду за хорошие поступки лучше получить не в этом, а в загробном мире. И вот сейчас ему представилась такая возможность.
Сам же родственник Хафец-Хаима в очередной раз поразился тому, как Всевышний выполняет пожелания праведников, мысли у которых не расходятся с делами.
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»