Выход из рабства стал для евреев радостным событием. Но веселью не суждено было длиться вечно: «И пришел Амалек» (Бешалах 17:8) Представители народа — ненавистника евреев атаковали колонны освобожденных рабов.
Амалекитяне жили в далеком Негеве. Евреи даже не пытались конфликтовать с ними, поскольку Амалек являлся потомком Эсава. Что же заставило представителей этого народа избрать народ Израиля в качестве своей главной мишени?
Мидраш «Эстер раба» приоткрывает завесу над этой печальной историей. После выхода евреев из Египта Амалек обратился за советом к колдуну Биламу, мудрому, но безнравственному человеку. Амалека интересовало, что делать с народом Израиля, который, по его мнению, на доброту и гостеприимство египтян ответил черной неблагодарностью.
Амалек не скупился на драматизм. Он сказал примерно следующее: «Египтяне приняли этот народ с распростертыми объятиями, кормили их плодами своей земли, но что потом?! Потом евреи одолжили у египтян деньги и золото, а затем бежали из страны А когда несчастные аборигены потребовали вернуть им свое имущество, евреи начали колдовать и утопили их в море!» Вердикт, который вынес Билам, был однозначен: выйди на войну против зарвавшихся наглецов.
Амалек — мастер по искажению действительности. Ограбленных рабов он представляет грабителями, а садистов-надсмотрщиков — гостеприимными хозяевами. Он готов «окончательно решить еврейский вопрос».
С тех пор ничего не изменилось. Нас называют эксплуататорами, язвой на теле человечества, преступниками и расхитителями. Защитой от подобных абсурдных обвинений должна служить наша вера. А залогом победы являются действия духовных лидеров. Как сказано: «И когда Моше поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалек. Но руки Моше отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Хур поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Йегошуа Амалека и народ его острием меча. И сказал Г-сподь Моше: запиши это для памяти в книгу и внуши Йегошуа, что Я бесследно сотру память Амалека из поднебесья».
Читайте: обзор по теме Амалек
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дни благоволения • Символы Элула • Трубление в шофар • Обычаи месяца Элула • Смерть разведчиков • 25-е Элула • Строительство стены вокруг Иерусалима • Не благословляем наступление Тишрей • «Слихот» • «Тшува» — Дар Всевышнего • Основы «тшувы»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Бенцион Зильбер
Самое лучшее – как обычаи сложились, так и продолжать их
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В месяц элуль, предшествующий началу нового еврейского года, производится чтение «слихот», молитв о прощении грехов. В разных общинах существует свой график чтения «слихот». Время произнесения молитв тоже выбрано неслучайно.
Рав Исроэль-Меир Лау
В течение этого месяца мы стараемся обеспечить себе как можно больше добрых «адвокатов», которые защитят нас в день Суда, заставив замолчать всевозможных «прокуроров», враждебных нам и напоминающих о наших проступках.
Гади Поллак
Гади Поллак
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Яков Шуб
И в какое время это лучше делать?
Рав Бенцион Зильбер
Что делать, если я не успеваю говорить Слихот с обществом?
Рав Бенцион Зильбер
Неужели царь Шломо считается выше, чем Йосеф? Или, наоборот, Йосеф слишком безупречен?
Рав Овадья Климовский
Грехи исчезают, подобно луне?