Выход из рабства стал для евреев радостным событием. Но веселью не суждено было длиться вечно: «И пришел Амалек» (Бешалах 17:8) Представители народа — ненавистника евреев атаковали колонны освобожденных рабов.
Амалекитяне жили в далеком Негеве. Евреи даже не пытались конфликтовать с ними, поскольку Амалек являлся потомком Эсава. Что же заставило представителей этого народа избрать народ Израиля в качестве своей главной мишени?
Мидраш «Эстер раба» приоткрывает завесу над этой печальной историей. После выхода евреев из Египта Амалек обратился за советом к колдуну Биламу, мудрому, но безнравственному человеку. Амалека интересовало, что делать с народом Израиля, который, по его мнению, на доброту и гостеприимство египтян ответил черной неблагодарностью.
Амалек не скупился на драматизм. Он сказал примерно следующее: «Египтяне приняли этот народ с распростертыми объятиями, кормили их плодами своей земли, но что потом?! Потом евреи одолжили у египтян деньги и золото, а затем бежали из страны А когда несчастные аборигены потребовали вернуть им свое имущество, евреи начали колдовать и утопили их в море!» Вердикт, который вынес Билам, был однозначен: выйди на войну против зарвавшихся наглецов.
Амалек — мастер по искажению действительности. Ограбленных рабов он представляет грабителями, а садистов-надсмотрщиков — гостеприимными хозяевами. Он готов «окончательно решить еврейский вопрос».
С тех пор ничего не изменилось. Нас называют эксплуататорами, язвой на теле человечества, преступниками и расхитителями. Защитой от подобных абсурдных обвинений должна служить наша вера. А залогом победы являются действия духовных лидеров. Как сказано: «И когда Моше поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалек. Но руки Моше отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Хур поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Йегошуа Амалека и народ его острием меча. И сказал Г-сподь Моше: запиши это для памяти в книгу и внуши Йегошуа, что Я бесследно сотру память Амалека из поднебесья».
Читайте: обзор по теме Амалек
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его