Могущественный египетский министр, от которого зависело благополучие всего народа, признается: «Я — Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет» (Ваигаш 45:4). Братьям нечего ответить. Они смущенно молчат.
А теперь представим, что мы после 120-и лет жизни попадем в грядущий мир. И Святой, благословен Он, спросит: почему мы не посвящали свободное время изучению Торы, исполнению заповедей, совершению добрых дел? Почему «продали» Его в обмен на мимолетные наслаждения, сплетни, бессмысленные споры? Как бы не пришлось нам смутиться перед Ним…
Когда еврей изучает Тору, Всевышний повторяет ее вместе с ним («Тана де-вей Элиягу раба» 18). Если же ученик отвлекается, он тем самым теряет вечность. «Каждого, кто прерывается при изучении Торы, чтобы вести беседу, следует кормить тлеющими углями», сказано в мидраше «Берешит раба». Эти нелицеприятные слова — не просто жесткая метафора. Человек, который меняет вечность на переливание из пустого в порожнее, подобен тлеющим углям. Снаружи они кажутся потухшими, но внутри они по-прежнему пылают. Тот, кто ради красного словца готов пожертвовать близостью к Творцу во время изучения Его мудрости, демонстрирует в корне неверное, враждебное иудаизму мировоззрение, скрывающееся под личиной религиозного человека.
В трактате «Хагига» сказано, что Всевышний каждый день плачет о тех, кто могут заниматься Торой и не занимаются (Хагига 5). Представим себе плачущего на улице ребенка. Если взрослый не обратит на его слезы внимания, его справедливо можно будет назвать бесчувственной персоной. Неужели мы не обратим никакого внимания на слезы самого Творца?!
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский