Заключительный этап жертвоприношения Ицхака выглядел так: «И взял [Авраам] барана, и вознес его в жертву вместо сына» (Ваера 22:13). После этого перед нашим праотцом предстал ангел и благословил его от имени Творца: «Я благословлять буду тебя, и весьма умножу потомство твое, как звезды неба, и как песок на берегу моря, и овладеет потомство твое вратами врагов своих. И благословляться будут потомством твоим народы земли за то, что слушался ты голоса Моего».
С чем связано появление ангела? В этой связи имеет смысл упомянуть историю, приключившуюся с «раввином заключенных», известным иерусалимским праведником рабби Арье Левином. Эту историю рассказал своим ученикам глава ешивы «Порат Йосеф» р. Иегуда Цдака.
Дело было в годы британского мандата. В одну из субботу р. Левин отправился навещать евреев, арестованных властями. У порога тюрьмы ему преградил дорогу полицейский-англичанин.
Коллега стража порядка пояснил, что р. Левин имеет разрешение на посещения узников. Но англичанин остался непреклонен: это разрешение действует лишь в определенное время, не сейчас. «И вообще, — заметил полицейский, — этот еврей делает свою работу за деньги. Ну так пускай поищет другую работу!»
Когда р. Левин понял, что полицейский ни за что не намерен пропустить его, он обошел здание тюрьмы и начал искать потайные лазейки. Вскоре раввин был задержан охраной. Рабби Левина привели к тому самому полицейскому.
Удивленный страж порядка сказал: «Теперь я понимаю, что этот еврей делает свою работу на общественных началах. Если б он получал зарплату, он просто ушел бы домой. Иди, я пропускаю тебя».
Готовность Авраама пожертвовать своим сыном Ицхаком еще не являлась доказательством его преданности Б-гу. Что, если праотец подчинился приказу исключительно из страха перед всемогущим Творцом?
Если бы дело обстояло таким образом, после данного ангелом указания «Не заноси руки на отрока» Авраам должен был поспешить домой, испытывая душевное облегчение. Однако вместо этого он нашел барана и принес его в жертву.
Это явилось доказательством того, что Авраам служил Всевышнему из любви к Нему, и что все его деяния были во благо небес. Поэтому ангел явился ему во второй раз и благословил.
Параллельный пример приводится в Талмуде. Сказано, что человек получает («вкушает») плоды сделанных им заповедей в этом мире, но главная награда ожидает его в мире грядущем. Условием для этого является, в частности, «Ранний приход в дом учения утром и вечером» (Трактат «Шаббат» 127).
Врач, который исследует больного, не интересуется, ел ли он. Врач спрашивает, принимал ли он пищу с аппетитом. Аппетит — свидетельство здоровья и физической силы.
Факт посещения синагоги еще ни о чем не говорит. Человек может посещать молитвы потому что так делают его близкие, потому что в синагогу ходят его хорошие друзья, и так далее. Но вот ранний приход указывает на любовь к Творцу и искреннее желание исполнять Его заповеди. «Аппетит» к заповедям указывает на то, что с духовной точки зрения, человек крепок и здоров.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его