У праведника, известного под именем Саба из Кельма, было слабое сердце. Когда Саба выбирал этрог на суккот, он взвешивал его — излишняя тяжесть плода могла помешать праведнику во время вознесения четырех видов растений.
При этом, несмотря на ужасную слабость, выступления раввина перед учениками длились несколько часов, после чего он падал на кровать совершенно обессилевшим. После одной такой беседы Саба из Кельма отправился в свою комнату на чердаке. Его ученик прокрался туда, чтобы проследить за происходящим. Он увидел, как праведник в течение получаса танцевал и пел, повторяя слова «Радуюсь я слову твоему, как нашедший великое богатство» (Теиллим 119:162). Таким образом он выражал благодарность Творцу за то, что удостоился сделать открытия в области еврейской этики — учения «мусар».
Праведник рабби Нафтали из Амстердама говорил, цитируя своего раввина рабби Исраэля Салантера: изучение «мусара» с воодушевлением можно сравнить с мелодией, которая пробуждает внутренние, душевные силы и реализует их потенциал на практике.
Каждая община идет своим путем в служении Всевышнему. Ее песни и мелодии соответствуют этому пути: одни делает акцент на радости, и поэтому мелодии этой общины веселые, другие же обращают внимание на глубину, на взгляд вовнутрь, и потому их песни звучат соответствующим образом.
Напевы хасидов Слонима полны страстного желания, они проникают в сердца, их слова соответствуют мелодиям.
Однажды Слонимский ребе, автор книги «Йесод а-авода», вошел в бейт-мидраш и увидел, как за столом сидят хасиды и изливают душу в волнующей мелодии. «Какие слова в этом напеве?» — спросил ребе. Хасиды смущенно замолчали. «В этом напеве нет слов», — объяснил один из них.
Тогда ребе сказал: «Неужели вы не понимаете? Мелодия подобна молотку, а слова — гвоздю. Человек хочет забить в стену гвоздь, но твердые камни мешают ему. Тогда он ударяет по гвоздю молотком, вбивая его. Если же бить молотком не по гвоздю, а по стене, пользы не будет — стена разрушится».
Что Слонимский ребе имел в виду? Сердце — это камень. Мы пытаемся вбить в него слова святости, веры, богобоязненности и любви, но сердце наглухо закрыто. И тогда мы распеваем слова из священных книг на веселую ли, грустную ли мелодию. Так или иначе, сердце приоткрывается, и слова проникают внутрь. А эти слова — прочный фундамент для мыслей, слов и дел. Если же слов не будет, мелодия всего лишь создаст настроение, веселое или грустное. И какая польза от этого?!
Сказанное Слонимским ребе удивляет — ведь принято исполнять святые напевы без слов, мелодия которых распахивает сердце. Ответ заключается в следующей истории.
Великий праведник рабби Иехезкель из Козимира застал в бейт-мидраше группу хасидов, которые пили вино. «Что вы делаете?» — поинтересовался раввин. «Мы хотим убежать от грусти и меланхолии», — пояснили ученики.
Тогда ребе рассказал им следующую притчу. Еврей ехал по лесу и внезапно попал в топкой болото. Лошадь стало затягивать. Ее хозяин в ужасе стал хлестать животное палкой, но всё напрасно. Люди из соседней деревни, проходившие мимо, качали головами: «Ничего не поделаешь, это болото затягивает всех. Но если ты пойдешь в деревню и позовешь мастера Ивана, он тебе поможет. У Ивана есть специальный рычаг».
Еврей так и сделал. Опытный Иван при помощи чудо-рычага вытащил из опасного болота и лошадь, и телегу.
Извозчик задумался. «За сколько рублей ты продашь мне рычаг», — обратился он к мастеру? «Рычаг не продается, — сказал Иван. — Это инструмент, при помощи которого я зарабатываю на жизнь».
Но еврей не отставал. Он пообещал три золотых, а потом все пять. Наконец, он предложил Ивану свою лошадь.
Мастер взглянул на извозчика с удивлением: «Что ты будешь делать без лошади?!» Однако предложение показалось ему заманчивым, и вскоре еврей потащил новоприобретенный рычаг к повозке.
Извозчик сел на облучок, дернул за веревки рычага и скомандовал: «Н-н-но!» Рычаг, естественно, не сдвинулся не на миллиметр. Еврей стал стегать рычаг кнутом — но всё попусту.
Крестьяне, которые наблюдали за происходящим, поинтересовались, что, собственно говоря, происходит.
«Я пытаюсь научить рычаг двигаться, — пояснил извозчик. — Если лошадь может тащить груз, то рычаг, который вытащил ее из болота, сможет то же самое».
Окружающие громко расхохотались: «Ты прав, рычаг может вытащить телегу из болота. Но для того, чтобы везти телегу, нуждна лошадь».
Рабби Иехезкель из Козимира закончил свой рассказ и обвел взглядом аудиторию. «Сыновья мои, вино радует и помогает вытащить из болота грусти, но для того, чтобы продвинуться к цели, нужны изучение Торы и слова молитвы».
Напев создает настроение. В книге «Сефер а-хинух», заповедь №384 сказано, что ничто так не пробуждает, как напев. Самое главное — помнить, зачем и для чего нужно это духовное пробуждение.
В книге «Биньян-Шломо» рассказывается, как раввин Турции и его учитель, рабби Шломо из Садигуры, гуляли по лесу и наткнулись на дерево, которое преграждало им дорогу. Турецкий раввин достал топор и начал рубить дерево. Рабби Шломо спросил: «Это дерево — хорошее или плохое?» И сам же ответил: «Если оставить его здесь, оно сгниет. Ведь оно ни хорошее, ни плохое. Если им воспользуется еврейский умелец и сделает футляр для свитка Торы, оно будет хорошим. А если это дерево найдет идолопоклонник и вырежет из него истукана, это дерево будет плохим». Так и напев, который просто создает настроение. Если соединить его со словами, сердце раскроется в соответствии с их смыслом. Сохачевский ребе, автор книги «Авней-незер» повторял: «Черпайте воду в радости из источника спасения (Иешаягу 12:3). Песня принесет плоды, если с ее помощью будут зачерпнуты воды знания, как сказано: вода — это Тора».
Рабби Шломо-Хаим из Кодинова, благословенна память праведника, говорил: колесница служения Всевышнему едет на колесах радости. Однако колеса ничего не стоят сами по себе, без телеги.
Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Суккот
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
Вчера, отвечает Хана Лернер
22 ноября, отвечает Мирьям Климовская
Браха Губерман
Вы хотите правильно понимать эти слова? Мечтаете найти свое личное счастье и обрести домашний очаг? В таком случае эксклюзивное интервью с известной шадханит рабанит Ханой Лернер, соединившей немало еврейских пар, именно для вас!
Рав Моше Пантелят
Рав Ашер Кушнир
Еврейское сватовство.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
Зачем Б-г создал землю?
Лея Солганик
Рав Моше Пантелят
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Рав Ашер Кушнир
Гарантия счастья семейной жизни в руках человека…
Рав Ашер Кушнир
Получается, что шидух надо искать у шадханиёт. Но где они?
Рав Ашер Кушнир
На что следует обратить внимание? Чего больше всего опасаться?
Рав Ашер Кушнир
Я встретился со многими девушками, но мне никто не нравится.
Гила Манолсон
От головы к сердцу