«Они досаждали Мне не богом» (Аазину, 32:21)
«Палестинский народ? — удивлялась глава правительства Голда Меир, — нет такого!»
И она права. Но как же он был создан? Мы его создали — своими грехами. Вернее, неверием. Сколько ухищрений было предпринято, чтобы не упоминать Имени Небес в свитке независимости. Но как это связано? Пасук ясно описывает в главе «Азину» все события, которые произойдут с народом Исраэля до ближайшего Избавления, чтобы оно произошло вскоре, в наши дни: «Они гневили Меня не богом, досаждали Мне суетой. И Я буду злить их не народом», «палестинцами».
Этот пасук был сказан три тысячи триста лет назад…
Писал Саба из Кельм, благословенна память праведника (Агада гдолей тнуат мусар): какую родословную приписывают себе сами арабы? Они относят себя к Ишмаэлю, сыну Авраама.
И это так удивительно!
Почему они относят свою родословную к Ишмаэлю, сыну Авраама, а не прямо к источнику, самому Аврааму?! Ведь мы, евреи, не относим себя к Ицхаку, сыну Авраама, но начинаем с Авраама.
Ответ: они не могут.
Но кто их удерживает?
Творец, написавший в своей Торе: «Ибо в Ицхаке наречется твое потомство» (Берешит, 21:12). Ицхак назван сыном Авраама, а не Ишмаэль. И поскольку Творец постановил так, и Тора записала это, не могут палестинцы сказать что-то против. «Нет большего доказательства веры, чем это» — закончил Саба из Кельм. (Мааян аэмуна)
«Ибо не таков наш Покровитель, и враги наши судьи в том» (Аазину, 32:31)
Постановлено в «Шульхан арух» (Хошен мишпат, 21:1): «Всякий, пришедший судиться в нееврейский суд, даже если они судят так же, как судьи Исраэля, и даже если согласились судящиеся судиться у них, это злодейство, как будто они поносят еврейский суд, и поднимают руку на Тору Моше рабейну, мир ему».
Раби Давид Шломо Айбишец, благословенна память праведника, выражал энергичный протест против тех, кто обращался в нееврейский суд. В одном из своих выступлений они привел притчу.
История о царе, у которого был верный и любимый приближенный, много раз жертвовавший жизнью ради царя. Кроме того, он был искусным мастером в ручной работе и сделал для престола кресло, оправленное драгоценными камнями, красоты необыкновенной, подобно которому нигде не было.
Однажды вышел этот приближенный на войну вместе со своим единственным сыном, и сумел враг захватить сына в плен. Не хотел этот приближенный расстраивать царя, а более того, стыдно было ему сообщать, что все произошло из-за его неосторожности. Потому скорбел он о сыне втайне.
Прошли годы, и приближенный уже лежал на смертном одре. Пришел царь навестить его и попрощаться с ним. Тут разразился приближенный горькими слезами и сказал: «Царь мой, вспомни, что я служил тебе верно, всем сердцем, и много раз подвергал свою душу опасности».
«Помню, — сказал царь, — потому и пришел».
«В одной из битв был мой единственный сын взят в плен. Окажи мне милость, освободи его из плена».
Пообещал ему царь, и приближенный с улыбкой закрыл глаза.
После его смерти собрал царь войско и вышел на бой с врагом, победил его и освободил сына из тюрьмы.
Когда тот предстал перед царским престолом, сказал ему царь: поднимись сын любимого приближенного, и сядь рядом с великолепным царски креслом.
Оказался сын приближенного в царском кругу. Царь щедро обеспечивал все его потребности, и сын приближенного погрузился в разгульную жизнь, пока не запутался в долгах. Если бы он был сообразительным, использовал бы близость к царю и спасся. Но он не был мудр, и решил сам выпутаться из создавшегося положения. Что сделал. Разбил потихоньку ручку царского кресла и продал золотую резьбу и драгоценные камни. Выручив за них большие деньги, он больше прежнего увлекся развлечениями, и очень скоро оказался в еще больших долгах.
Царь знал, что происходит, но молчал, так как помнил преданность его отца.
Кредиторы требовали уплаты долга, и тогда пришла ему в голову идея. Ночью он пришел во дворец с несколькими людьми. Охранники, знавшие его, пропустили их в зал. Утром, когда царь вошел в зал, он застыл на месте. Царское кресло исчезло!
Недолгое расследование показало, что сын приближенного передал кресло каким-то людям. Но это было лишь начало: через час поступило сообщение, что прославленное кресло было переправлено через границу и продано царю соседнего царства, злейшему врагу здешнего царя!
А что с сыном приближенного? Он получил деньги за украденное кресло, нагло вернулся в страну, заплатил кредиторам и продолжил разгульную жизнь
Он еще развлекался со своими дружками, когда пришел слуга царя.
«Что ты хочешь?» — высокомерно спросил юнец.
«До царя дошли жалобы на твое поведение, и он приглашает тебя во дворец, чтобы ты ответил на обвинения в твой адрес». Пришел час расплаты.
«Посоветуйте, что мне делать?» — обратился парень к своим дружкам, но никто не ответил ему. Только слуга царя, помнивший его почитаемого отца, сказал ему: «Ответь мне, пожалуйста, остались ли у тебя деньги от изменнической сделки?»
Стыдясь, ответил он: «Да, приличная сумма».
«Я советую тебе, — сказал слуга царя, — иди, найми крепких людей, неожиданно атакуй врага и захвати кресло, которое ты продал. На оставшиеся деньги найди искусного мастера, который починит кресло, чтобы оно приобрело прежний вид. Передай кресло царю, и тогда предстань пред ним. И когда он опять сядет на кресло твоего отца, вспомнит тебе все его милости».
Мораль: любимый приближенный — это наш праотец Авраам, которого Святой, благословен Он, назвал «Авраам, любимый Мой». Авраам устоял в десяти испытаниях и изготовил Ему царское кресло, о котором говорится «справедливость и суд — основа кресла Твоего».
Однажды Авраам немного ошибся, спросив: «Как я узнаю, что унаследую», и потому был постановлено его сыновьям изгнание.
Но он просил милосердия для своих сыновей, и Святой, благословен Он, обещал ему избавить их. Святой, благословен Он, помнил Свою клятву, вызволил Исраэль из дома рабства, приблизил к Себе, и посадил рядом с Собой на судейское кресло, как сказано: «Б-г стоит в общине Г-спода, среди судей будет судить». И когда появляется против Исраэля обвинитель, садится Святой, благословен Он, на судейское кресло, но вспоминает, что наш праотец Авраам, мир ему, приготовил ему судейское кресло, и тотчас исполняется милосердием к Исраэлю.
Со временем умножились маловеры, не обращающие внимание на то, что ключ от заработка находится в руках Святого, благословен Он, Который определяет пропитание в Рош а-шана, и не может человек дотронуться до того, что приготовлено его товарищу, ни на волос. Они отказываются обращаться в суд Торы, и более того, обращаются в нееврейским суд. Но когда мы обращаемся к нашим врагам, то усиливаем их культуру и религию, и своими руками сажаем ненавистника Царя на Его судейское кресло, халила.
И поэтому появляются против нас многочисленные обвинители, упаси Б-г.
Поэтому обязаны мы вернуть корону на прежнее место, и сесть на кресло суда Торы, и тогда «Цион судом будет освобожден, а плененные его — справедливостью». (Мааян ашавуа)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его