«И отдаст Ашем врагов твоих… отступающих перед тобой» (Ки таво, 28:7)
Раби Шмуэль Шауль Сириро, благословенна память праведника, был равом Феса в Марокко около четырехсот лет назад. «Единственный в поколении, имя которого известно среди превосходных алахических авторитетов, и его алахические постановления принимают в любом месте. Кто подобен ему, учителю всех западных областей» (Хут а-мешулаш)
В своей книге «Диврей а-ямим» (Фес вэхахамея) он рассказал, что один год была засуха, и цены на урожай сильно повысились. Умножилось число бедных, и они умирали от голода. В месяц ияр постановили, чтобы все просили друг у друга прощения, как перед Йом Кипуром. Сказал он: «Городу Нинве было прощено только тогда, когда отошли от грабежа» (Йона, 3:8). Все разразились слезами и вернули украденное, и раби Шауль благословил каждого, кто раскаялся. Но большие воры, сборщики налогов, не раскаялись.
«Пойду я к великим и поговорю с ними… Ибо сбросили с себя иго, оторвались от традиций, умножились преступления их, усилилась необузданность их» (Ирмияу, 5:5—6).
Встал Менахем Сананиц, глава сборщиков налогов, разинул рот против рава и говорил, что, по его мнению, обвиняет тот без основания. Однако рав Шауль ответил, что отсутствие дождей доказывает, что он прав, как сказано (Трактат Таанит, 7), что дождей нет из-за греха воровства.
В тот вечер подули ветры, и спустилась роса, а до этого и росы не было.
Отсюда и далее мы цитируем его слова. Сказал Шауль: запишу, что случилось с Менахемом Сананицем, и я клянусь, что все, что я пишу — правда. А дело было так, не добавляя и не преувеличивая.
Вернулся я домой грустным и решил, что больше не буду упрекать. После этого я подумал, что, может быть, этот грех наложат на меня, и даже если меня оскорбляют, подобает упрекать, как написано: «Упрекай ближнего твоего и не понесешь за него греха», даже тысячу раз. Ведь и пророков ругали и поносили, но, несмотря на это, они упрекали, и так я размышлял около двух часов: ой мне, если скажу, ой мне, если не скажу, упрекать или нет.
После этого я взял книгу Танаха и молился Творцу благословенному, чтобы ответил мне на этот вопрос, чтобы знать, что делать. Помолившись, я открыл книгу, и увидел ответ в начале листа: «Скажи злодею: умрешь ты, но если не предостережешь ты его, и не будешь говорить с ним, чтобы предостеречь злодея в пути его, тот злодей за грех свой умрет, а за кровь его с тебя Я спрошу». А в начале: «Сын человеческий, смотреть поручил Я тебе за домом Исраэля», и обрадовался я этому.
И снова молился я и просил: Владыка мира, открыто Тебе и известно, что хочу я упрекать народ этот, но сейчас опасное время, и я боюсь злодеев, чтобы не повредили мне. Кто был более велик, чем пророк Шмуэль, мир ему, но даже он сказал: «Как я пойду, услышит Шауль и убьет меня (Шмуэль, 1:16—2), тем более такой комар, как я, ведь у меня совершенно нет заслуг». Поэтому Ашем, ответь мне на этот жребий…
Открыл я книгу и увидел в начале страницы: «Отдаст Ашем врагов твоих, восстающих на тебя… отступающих перед тобой» (Дварим, 16:2).
И все это записал я, чтобы рассказать о Провидении Благословенного. И принял я на себя обязанность упрекать всеми силами, и будет Ашем благословенный мне в помощь, амен да будет на это Воля Его.
А в святую субботу начали идти дожди, и продолжались около часа. А в четвертую ночь пошли благословенные и щедрые дожди.
И в примечаниях там рассказано, что раби Шауль продолжал спрашивать о будущем главы сборщиков налогов, и четыре раза открывал Танах, и были там буквы Пив'м в начале листов. Спросили его, в чем смысл их, и он ответил, что это аббревиатура написанного: «Вдруг будет он разбит, и нет исцеления» (Мишлей, 6:19). И так было тому главе сборщиков налогов. Утром он испустил дух. (Мааян а-эмуна)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский