Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Творец посылает нам засуху и другие природные катаклизмы по причине нашего неправедного поведение. Этот принцип отлично иллюстрирует история, случившаяся в еврейской общине города Феса. Как сборщик налогов надерзил раввину, и что из этого вышло.

«И отдаст Ашем врагов твоих… отступающих перед тобой» (Ки таво, 28:7)

Раби Шмуэль Шауль Сириро, благословенна память праведника, был равом Феса в Марокко около четырехсот лет назад. «Единственный в поколении, имя которого известно среди превосходных алахических авторитетов, и его алахические постановления принимают в любом месте. Кто подобен ему, учителю всех западных областей» (Хут а-мешулаш)

В своей книге «Диврей а-ямим» (Фес вэхахамея) он рассказал, что один год была засуха, и цены на урожай сильно повысились. Умножилось число бедных, и они умирали от голода. В месяц ияр постановили, чтобы все просили друг у друга прощения, как перед Йом Кипуром. Сказал он: «Городу Нинве было прощено только тогда, когда отошли от грабежа» (Йона, 3:8). Все разразились слезами и вернули украденное, и раби Шауль благословил каждого, кто раскаялся. Но большие воры, сборщики налогов, не раскаялись.

«Пойду я к великим и поговорю с ними… Ибо сбросили с себя иго, оторвались от традиций, умножились преступления их, усилилась необузданность их» (Ирмияу, 5:5—6).

Встал Менахем Сананиц, глава сборщиков налогов, разинул рот против рава и говорил, что, по его мнению, обвиняет тот без основания. Однако рав Шауль ответил, что отсутствие дождей доказывает, что он прав, как сказано (Трактат Таанит, 7), что дождей нет из-за греха воровства.

В тот вечер подули ветры, и спустилась роса, а до этого и росы не было.

Отсюда и далее мы цитируем его слова. Сказал Шауль: запишу, что случилось с Менахемом Сананицем, и я клянусь, что все, что я пишу — правда. А дело было так, не добавляя и не преувеличивая.

Вернулся я домой грустным и решил, что больше не буду упрекать. После этого я подумал, что, может быть, этот грех наложат на меня, и даже если меня оскорбляют, подобает упрекать, как написано: «Упрекай ближнего твоего и не понесешь за него греха», даже тысячу раз. Ведь и пророков ругали и поносили, но, несмотря на это, они упрекали, и так я размышлял около двух часов: ой мне, если скажу, ой мне, если не скажу, упрекать или нет.

После этого я взял книгу Танаха и молился Творцу благословенному, чтобы ответил мне на этот вопрос, чтобы знать, что делать. Помолившись, я открыл книгу, и увидел ответ в начале листа: «Скажи злодею: умрешь ты, но если не предостережешь ты его, и не будешь говорить с ним, чтобы предостеречь злодея в пути его, тот злодей за грех свой умрет, а за кровь его с тебя Я спрошу». А в начале: «Сын человеческий, смотреть поручил Я тебе за домом Исраэля», и обрадовался я этому.

И снова молился я и просил: Владыка мира, открыто Тебе и известно, что хочу я упрекать народ этот, но сейчас опасное время, и я боюсь злодеев, чтобы не повредили мне. Кто был более велик, чем пророк Шмуэль, мир ему, но даже он сказал: «Как я пойду, услышит Шауль и убьет меня (Шмуэль, 1:16—2), тем более такой комар, как я, ведь у меня совершенно нет заслуг». Поэтому Ашем, ответь мне на этот жребий…

Открыл я книгу и увидел в начале страницы: «Отдаст Ашем врагов твоих, восстающих на тебя… отступающих перед тобой» (Дварим, 16:2).

И все это записал я, чтобы рассказать о Провидении Благословенного. И принял я на себя обязанность упрекать всеми силами, и будет Ашем благословенный мне в помощь, амен да будет на это Воля Его.

А в святую субботу начали идти дожди, и продолжались около часа. А в четвертую ночь пошли благословенные и щедрые дожди.

И в примечаниях там рассказано, что раби Шауль продолжал спрашивать о будущем главы сборщиков налогов, и четыре раза открывал Танах, и были там буквы Пив'м в начале листов. Спросили его, в чем смысл их, и он ответил, что это аббревиатура написанного: «Вдруг будет он разбит, и нет исцеления» (Мишлей, 6:19). И так было тому главе сборщиков налогов. Утром он испустил дух. (Мааян а-эмуна)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его