«Не больше, ибо если даст больше ударов» (Ки теце, 25:3)
В недельной главе есть запрет бить еврея. Бьющий еврея совершает серьезный грех, да смилуется Ашем. И рабейну Йона, благословенна память праведника, писал: «Многие преступают эти запреты, нанося удары членам своих семей».
В наши дни, когда много говорят о насилии в семье, нужно вспомнить, что таковы болезни компаний, сбросивших с себя бремя Торы. Нам строжайше запрещено поднимать руку на мужчину, женщину или ребенка, кроме случаев, необходимых для воспитания, но не в то время, когда злятся.
Это известно. Бить еврея, халила вэхас, ужасный грех. Многие полагают, что отточенный разговор, укол языком — это острота. В этом нет ничего настоящего. И не знают, и не понимают, что удар кулаком — это ужасно, но разговор, приводящий к побледнению от стыда, грех намного серьезнее. Он убивает, ранит, задевает до глубины души, разрушает дружбу.
В книге «Отцы рассказали нам» рассказывается история, переданная гаоном, раби Авраамом Хахамом, благословенна память праведника, равом Карменшаа в Персии.
История о человеке, который зарабатывал рубкой деревьев в лесу. Однажды, занятый своей работой, он вдруг увидел льва, вышедшего из чащи леса и направляющегося к нему. Страх парализовал его, и он с ужасом смотрел на льва. К его удивлению, лев не собирался на него нападать. Наоборот, он улегся у его ног и смотрел на него желтыми глазами. Человек боялся пошевелиться, двинуть какой-то частью тела. К его изумлению лев открыл рот и сказал человеческим голосом: «Не бойся, человек, продолжай свою работу!»
Препоясался человек силой и продолжил рубить деревья. Сказал ему лев: «Лес — мое царство, и я даю тебе право рубить любое дерево, какое захочешь». Поблагодарил его человек и взвалил себе на плечо вязанку, чтобы пойти продать. Назавтра он принес кусок мяса для чудесного льва. Поблагодарил его лев и предложил, чтобы взял веревку, которую он принес, чтобы делать вязанку, и одну половину привяжет к стволу дерева, а другой половиной обвяжет льва. Дрожа, с опасением человек сделал, как сказал лев. Прыгнул лев со всей его мощью и вырвал дерево. Странная дружба завязалась между ними. Когда дровосек уставал и ложился поспать, лев охранял его от лесных зверей, а когда лев уставал от лесной охоты, то ложил голову на колени дровосека, закрывал глаза и засыпал.
Однажды подошел лев к человеку, положил голову ему на колени и заснул. Во сне он срыгнул. Поднялся зловонный запах, и человек с отвращением отшатнулся. «Фу, — сказал он, вырвав, — какая вонь!»
Его движение разбудило спящего льва, и он услышал оскорбляющие слова. Лев встал и зарычал, а потом сказал человеку: «У меня болит голова».
Промолчал человек, да и что ему сказать. Сказал лев: «Я знаю лекарство от головной боли. Ты должен сильно ударить меня по голове тупой стороной топора!»
Заколебался человек.
Сказал ему лев: «У меня болит голова, только это поможет мне».
Увидев, что его друг раздумывает, сказал лев со злостью: «Скорей, чтобы не усилилась боль, тогда я не отвечаю за себя. Если ты не сделаешь так, могу разорвать тебя».
Нагнулся он к земле и положил голову у ног человека. Поднял человек топор и ударил изо всех сил — тупой стороной — по голове льва. Дрожь пробежала по огромному телу льва, и он потерял сознание. Собрал человек срубленные ветки и понес их в город для продажи.
Назавтра пришел он в лес, а льва нет, исчез.
На четвертый день он вернулся с сияющим взглядом. Подошел к человеку и лег.
Сказал ему: «Ты сильно ударил меня по голове».
Извинился человек: «Не по своей воле я сделал это, ты меня заставил».
Сказал лев: «Да это так Удар ранил мне череп. Ты видишь?»
Протянул человек руку и осторожно ощупал гриву льва.
«Действительно, — сказал он, — но рана зарубцевалась».
«Да, — грустно сказал лев, — рана на моей голове зарубцевалась, еще немного, и от нее не останется и следа. Но обида, которую ты мне нанес, не забудется никогда. Поэтому я приказываю тебе: уходи из леса и не возвращайся больше, чтобы не пробудить мой гнев, и чтобы я не съел тебя. Я был твоим верным другом, а ты не сохранил союз любви. Давай, распрощаемся с миром, потому что нет прощения оскорбительным словам!»
Давайте запомним этот урок, и будем всемеро остерегаться обидеть словом товарища, супруга или наших детей. Грехи между человеком и его товарищем не прощаются в Йом Кипур, пока не помирится с товарищем. Запрет оскорблять — это запрет из Торы, и относится он и к малым и к большим ( Рамбам, Деот, 6:8), с одним отличием: нет у малыша силы простить нанесенную ему обиду… (Мааян ашавуа)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.