«Не больше, ибо если даст больше ударов» (Ки теце, 25:3)
В недельной главе есть запрет бить еврея. Бьющий еврея совершает серьезный грех, да смилуется Ашем. И рабейну Йона, благословенна память праведника, писал: «Многие преступают эти запреты, нанося удары членам своих семей».
В наши дни, когда много говорят о насилии в семье, нужно вспомнить, что таковы болезни компаний, сбросивших с себя бремя Торы. Нам строжайше запрещено поднимать руку на мужчину, женщину или ребенка, кроме случаев, необходимых для воспитания, но не в то время, когда злятся.
Это известно. Бить еврея, халила вэхас, ужасный грех. Многие полагают, что отточенный разговор, укол языком — это острота. В этом нет ничего настоящего. И не знают, и не понимают, что удар кулаком — это ужасно, но разговор, приводящий к побледнению от стыда, грех намного серьезнее. Он убивает, ранит, задевает до глубины души, разрушает дружбу.
В книге «Отцы рассказали нам» рассказывается история, переданная гаоном, раби Авраамом Хахамом, благословенна память праведника, равом Карменшаа в Персии.
История о человеке, который зарабатывал рубкой деревьев в лесу. Однажды, занятый своей работой, он вдруг увидел льва, вышедшего из чащи леса и направляющегося к нему. Страх парализовал его, и он с ужасом смотрел на льва. К его удивлению, лев не собирался на него нападать. Наоборот, он улегся у его ног и смотрел на него желтыми глазами. Человек боялся пошевелиться, двинуть какой-то частью тела. К его изумлению лев открыл рот и сказал человеческим голосом: «Не бойся, человек, продолжай свою работу!»
Препоясался человек силой и продолжил рубить деревья. Сказал ему лев: «Лес — мое царство, и я даю тебе право рубить любое дерево, какое захочешь». Поблагодарил его человек и взвалил себе на плечо вязанку, чтобы пойти продать. Назавтра он принес кусок мяса для чудесного льва. Поблагодарил его лев и предложил, чтобы взял веревку, которую он принес, чтобы делать вязанку, и одну половину привяжет к стволу дерева, а другой половиной обвяжет льва. Дрожа, с опасением человек сделал, как сказал лев. Прыгнул лев со всей его мощью и вырвал дерево. Странная дружба завязалась между ними. Когда дровосек уставал и ложился поспать, лев охранял его от лесных зверей, а когда лев уставал от лесной охоты, то ложил голову на колени дровосека, закрывал глаза и засыпал.
Однажды подошел лев к человеку, положил голову ему на колени и заснул. Во сне он срыгнул. Поднялся зловонный запах, и человек с отвращением отшатнулся. «Фу, — сказал он, вырвав, — какая вонь!»
Его движение разбудило спящего льва, и он услышал оскорбляющие слова. Лев встал и зарычал, а потом сказал человеку: «У меня болит голова».
Промолчал человек, да и что ему сказать. Сказал лев: «Я знаю лекарство от головной боли. Ты должен сильно ударить меня по голове тупой стороной топора!»
Заколебался человек.
Сказал ему лев: «У меня болит голова, только это поможет мне».
Увидев, что его друг раздумывает, сказал лев со злостью: «Скорей, чтобы не усилилась боль, тогда я не отвечаю за себя. Если ты не сделаешь так, могу разорвать тебя».
Нагнулся он к земле и положил голову у ног человека. Поднял человек топор и ударил изо всех сил — тупой стороной — по голове льва. Дрожь пробежала по огромному телу льва, и он потерял сознание. Собрал человек срубленные ветки и понес их в город для продажи.
Назавтра пришел он в лес, а льва нет, исчез.
На четвертый день он вернулся с сияющим взглядом. Подошел к человеку и лег.
Сказал ему: «Ты сильно ударил меня по голове».
Извинился человек: «Не по своей воле я сделал это, ты меня заставил».
Сказал лев: «Да это так Удар ранил мне череп. Ты видишь?»
Протянул человек руку и осторожно ощупал гриву льва.
«Действительно, — сказал он, — но рана зарубцевалась».
«Да, — грустно сказал лев, — рана на моей голове зарубцевалась, еще немного, и от нее не останется и следа. Но обида, которую ты мне нанес, не забудется никогда. Поэтому я приказываю тебе: уходи из леса и не возвращайся больше, чтобы не пробудить мой гнев, и чтобы я не съел тебя. Я был твоим верным другом, а ты не сохранил союз любви. Давай, распрощаемся с миром, потому что нет прощения оскорбительным словам!»
Давайте запомним этот урок, и будем всемеро остерегаться обидеть словом товарища, супруга или наших детей. Грехи между человеком и его товарищем не прощаются в Йом Кипур, пока не помирится с товарищем. Запрет оскорблять — это запрет из Торы, и относится он и к малым и к большим ( Рамбам, Деот, 6:8), с одним отличием: нет у малыша силы простить нанесенную ему обиду… (Мааян ашавуа)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его