«Не делайте этого Г-споду Б-гу вашему» (Реэ, 12:4)
Беседовал я с футболистом, вернувшимся к тшуве. Он рассказал о богатых контрактах, об условиях, о славе, о расхваливающих статьях, о призах за победу. Все очаровывает, опьяняет, но душа остается жаждущей. Сейчас он занимается Торой, обогащает душу, расширяет горизонт. Он превратился в более совершенного человека, более цельного. В качествах, в характере, в отношениях с семьей и друзьями. А отец его так счастлив видеть его соблюдающим субботу, проверять учебу своих внуков.
"«Минуточку, — спросил я, — твой отец религиозный?»
«Что значит, религиозный, он соблюдающий с корней! Он проникнут верой и наследием отцов!»
«Как же ты опустился?»
И он рассказал, что светская школа была близко к его дому. Просторное здание с большим игровым участком. А религиозная школа находилась дальше, в старом здании. Поэтому его послали в ближнюю школу, а там путь проложен, к сожалению родителей.
Так грустно. Родители хотели добра для своих детей. Хотели товарищей по наследию, по традиции. Не хотели, чтобы дети были оторваны от них. В те дни не было вседозволенности и не буйствовало насилие. Родители взвесили доводы «за» и «против». Разумеется, что близость и красота здания перевесили.
На что это похоже? На человека, которому нужно было добраться да Хайфы. Пришел он на центральную автобусную станцию и увидел, что в Хайфу едет старый автобус, а в нем остались только стоячие места. А вот в Иерушалаим ехал новый автобус, и в нем — сидячие места, и цена дешевле. Разве он поедет в нем? Он должен, прежде всего, спросить себя, куда он хочет ехать.
Мы все знаем, какое наше предназначение в качестве родителей. Воспитать наших детей, и воспитать хорошо. С этой точки зрения светское воспитание просто не едет никуда.
Религиозная школа воспитывает.
Учит уважать родителей, учит хорошим качествам, исполнению добрых дел, уравновешенному разговору, знанию наследия. Нет в ней насилия или наркотиков, нет в ней сквернословия и вседозволенности. Но есть в ней свет, есть благородная красота, радость и покой.
Родитель, который не учтет главного, что годы летят, а колесо трудно повернуть назад, увидит, что сын его отдалился, будет очень сожалеть об ошибке.
Что привязывает к Земле Исраэля сына, не воспитанного в духе традиций. Почему бы ему не жениться на гойе, тем более для этого даже не надо ехать за границу… Что связывает его с родителями, чтобы слушать их мнение или уважать их. А что будет с внуками.
А ведь придет день и с родителей потребуют дать отчет. Ты получил душу, дорогой залог. Как ты хранил ее, как направлял ее. Что он ответит вверху, что скажет на Верхнем суде. Почему не послал его для воспитания по Торе. Будет ли у него ответ?
И тогда, а это так ужасно, все дела его сына — или сыновей и дочерей — будут занесены на его счет. Их поведение, вседозволенность, уход, бунт, пренебрежение и дерзость, их и их детей. Разве недостаточно нам нашего узла, что мы можем себе позволить нести груз следующих поколений.
А откуда мы это учим? Из пасука нашей главы. Заповедано нам разрушить дома идолопоклонства, разбить их жертвенники «не делай такого Г-споду Б-гу вашему». Сказал раби Ишмаэль: разве придет тебе в голову, что Исраэль разобьет жертвенники? Но он сделают это, чтобы не совершить грехов и не привести к разрушению Храма, построенного их отцами. И мы учим, что человек, совершая грех, думает, что с него только за это спросят, однако выясняется, что ему придется дать отчет также и за результаты этого. Если по его вине был разрушен Храм, будет записано это разрушение на его счет. Но не только разрушение. И осада, и голод, и изгнание. Вся «Книга плача», «Эйха».
Что будет записано на его счет из-за того, что записал сына не в самое лучшее место. Какие плачевные результаты могут быть из-за этого.
А награда того, кто пошлет детей в школу с учебой по Торе, будет так велика. Ведь все их заповеди, до конца поколений, будут записаны родителям. (Мааян ашавуа)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его