«А сброд, который в среде его, возжелали вожделения» (Беаалотха, 11:4)
Удивляется рабейну Рамбан, благословенна память праведника: чего им не хватало, ведь был у них ман, и благодаря ему пробовали все лакомства в мире. «Но держали они в душах своих злые страсти, как вожделеющие есть угли и прах, и зловонную еду». В святых книгах поясняется, что ман был духовной едой, и своей святостью действовал на то, чтобы не было в душе отрицательных страстей, а сброд ощущал, что душа его пуста, без всяких побуждений злого начала: «А теперь душа наша суха»…
Мы не едим ман. Злое начало живет в нас, но у нас есть от него лекарство: «Сотворил Я злое начало — и сотворил против него Тору.» Счастливы, приходящие на уроки Торы, чтобы подняться и очиститься.
Но улица шагает в направлении сброда. Она не только не обуздывает злое начало, но и напротив. Целая культура пробуждает злое начало, оскотинивает, разжигает страсти! Нечистыми, порочными каналами, отравляющими души, подстрекающими и развращающими. Как испорченные каналы народов мира, играющие на тьме злого начала.
И очень многие соблазняются, вносят растерзывающего льва в свой дом, открывают перед ним салон и душу! Почему приносят этому Молоху себя и души своих детей, почему?! Для чего провоцировать страсти, разжигать их?! «Злое начало властвует в том, что видят глаза человека» — зачем же показывать ему то, что помогает ему взять над нами власть?! Давайте, не будем доходить до состояния когда «И разгневался Ашем очень, и в глазах Моше зло».
Рабейну Рамхаль, благословенна память праведника, писал, что «главное в существовании человека в этом мире — это исполнение заповедей и служение Ашему, и устойчивость в испытаниях».
И мы должны знать, что в каждом поколении свои испытания, как постановлено ему свыше. Как сказал рабейну, Цадок Мкоэн из Люблина, благословенна память праведника (Исраэль кдошим, 5): Все испытания в каждом поколении обновляются, так как еще не одолели их, и так увеличивается сила народа во всех отношениях до наступления Избавления. И правило принято нами, что человека и поколение испытывают только по его силам.
Расскажу вам то, что слышал от раби, автора книги «Шомер эмуним». Его отец организовал группу аврехов в Венгрии и поднялся в Святую Землю. Тут разразилась ужасная война, и каждый вечер ему сообщали во сне о случившемся в страдающем изгнании. О преследованиях и ужасах, о гетто и лагерях смерти. Каждое утро он вставал и рассказывал, кто погиб, да отомстит Ашем за их кровь. Каждый раз он говорил своему единственному сыну: эта Катастрофа было постановлена за много поколений до нас, но Святой, благословен Он, не наводил ее прежде, чем посоветоваться с праведниками. Видели праведники бедность своего поколения, и в них пробуждалась жалость. Они говорили: Владыка мира, только не в этом поколении. Он слушал их и переносил постановление. И так случалось из поколения в поколение, пока не пришли праведники нашего поколения. Когда он спросил их, они пытались ответить, что не в их поколении, чтобы перенес на следующее поколение. Посмотрел Он, и увидел, что следующее поколение не сможет это принять и устоять в таких испытаниях, и кончились их доводы…
Тот, кто знает наше поколение, его вялость, его поверхностность, его слабость поймут.
Какие испытания прежних поколений, и какие наши испытания?!
Праведник, раби Мордехай Хаим из Слоним, благословенна память праведника, так описал наши испытания и испытания прежних поколений: представим себе олимпийские соревнования на прыжки вдаль. Десятки тысяч людей, вооруженные биноклями, заполнили огромный стадион. Тысячи людей из всех стран демонстрировали свои способности. Сколько они тренировались перед ответственными соревнованиями, сколько готовились к этому великому моменту. Первый участник побежал и размахнулся. Прыжок, захватывающий дыхание, восемь метров, длиною в две комнаты. Гром аплодисментов. Тишина, прыгает второй участник, семь с половиной метров. Глубокая тишина. Третий участник, восемь с половиной, бурные аплодисменты, кто может побить это достижение. Победитель взял около девяти метров, бурный восторг. Три победителя идут к возвышению, украситься медалями. Но вот внимание привлекает человек из публики, перемахнувший через ограждение и вышедший на арену. Он машет руками, чтобы подождали с распределением медалей. Напряжение нарастает. Неужели сейчас появится новый победитель? Кто он, какую страну представляет?!
Человек действует энергично. Он снимает ремень со своих брюк и кладет его у своих ног. Делает шаг назад. Абсолютная тишина. Он бежит вперед, и в один прыжок перепрыгивает через ремень.
Он останавливается, выпрямляется, выпячивает грудь, протягивает руки в стороны, ожидая оваций…
Оваций?! Насмешливые крики и град бутылок.
Так выглядим мы и наши испытания в сравнении с испытаниями прежних поколений — и мы еще ждем оваций… (Маамар Мордехай, 2:121).
Все правильно. Однако если бы на арену выкатили инвалидную коляску с изможденным человеком, который с трудом привстал и, взяв протянутые костыли, вынул пояс и положил его у своих ног. И тогда, подняв костыли, прыгнул бы на полметра через свой пояс — какая буря аплодисментов взорвалась бы.
Увы, мы такие. И полагаются нам аплодисменты. (Мааян а-эмуна)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский