Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В главе о жертвоприношениях сказано, что они приносятся для «приятного благоухания» Б-гу, принимаемые с желанием

«И огонь жертвенника пусть горит на нем» (Цав, 6:2)

Рассказывают, что когда раву, автору книги «Имрей эмет» из Гур, благословенна память праведника, было лет пять, и он учил в хейдере недельную главу, то обратился с вопросом к меламеду: написано, огонь жертвенника пусть горит в нем? Надо написать: огонь жертвенника пусть горит на нем, на жертвеннике.

Не знал меламед ответа и сказал: «Спроси у своего отца».

Обратился ребенок к отцу, автору книги «Сфат эмет», благословенна память праведника.

Спросил отец сына: «Ну, а ты что думаешь?» Ответил мальчик: «по-моему, пасук “огонь жертвенника пусть горит в нем” — значит, в коэне. Заповедь (которую он исполняет) излучает на него свет, и загорается в нем в полную силу мощь и солнце»…

Сказал праведник, раби Яаков Меир Зилберберг в одной из своих бесед (Сихот итхазкут): Известна история о Хатам Софере, да защитят нас его заслуги, который обычно с великим плачем читал каждую пятничную ночь полуночную молитву вместе со всеми учениками. Однажды отсутствовал постоянный хазан, и один ученик вел вместо него молитву, но не плакал. После этого велел Хатам Софер проверить его, и было обнаружено, что он совершенно испорчен, упаси Ашем, и увлекся чуждой культурой, да смилуется Ашем. И это не был период «меж теснин», и это не были грозные дни, только пятничная ночь в середине года…

Но сегодня, даже если кто-то не плачет во время чтения полуночной молитвы, это не говорит о том, что он нехорош. Только в том поколении, когда сердца были открыты, если кто-то не плакал, то это было только из-за испорченности.

И продолжал: и не только тогда. Ведь Хатам Софер жил около ста пятидесяти лет назад, но то же было за поколение до нас, это происходило не только с праведниками и святыми, но и с простыми евреям.

Я слышал от одного еврея, который помнил, что в его молодости собирались евреи в дни «меж теснин», в синагоге, чтобы произносить «полуденную молитву исправления», и пол был мокрым от слез даже вокруг простых евреев, сидевших на полу и оплакивавших разрушение Храма.

И праведники передали, что перед приходом Машиаха будет сердце закрытым и закупоренным.

Сердце закрыто для чувств, а глаза — для слез.

Автор книги «Тиферет Исраэль» писал, что из-за закрытости нашего сердца мы считаемся принужденными, «а принужденный освобожден» (от исполнения заповеди), и не наказывается за то, что не скорбит по Иерушалаиму, как полагается..

И что нам сказать — «если прежние были, как ангелы, то мы — как люди. А если прежние были, как люди, то мы — как ослы» (Трактат Шабат, 112). Что хотели мудрецы сказать нам, уподобив нас ослам? Огорчить нас? Наоборот, сказал праведник раби Исраэль из Ружина, благословенна память праведника: утешить нас.

Каким образом? Это видно из рассказанной им истории.

Цыгане научили медведя танцевать под красивые звуки и собирали с глазеющих гроши после представления. Один из цыган почувствовал, что представление приелось, стало избитым. Тут пришла цыганам идея: показывать в синагогах молящегося медведя. Бархатная кипа на голове, талит на плечах, и он раскачивается, перелистывая своими лапами молитвенник, лежащий перед ним, издает горловые звуки и заканчивает тремя шагами назад, кланяясь влево и вправо…

Все смеялись, хлопали в ладоши и клали монеты в бархатную кипу, которая превращалась в руках цыгана в подобие миски. Вдруг со стороны собравшихся послышалось ворчание: «Разве это можно назвать молитвой? Ни одного слова не слышно, как следует!»

«Тише, — прикрикнули на него, — ведь это только медведь, — что ты от него хочешь»…

Это они имели в виду. От ангелов требуют песни ангелов. От человека требуют разговор и действие. Но мы, как ослы. И принимается наша работа, как есть… (Нер Исраэль, 2:88).

Известно, что сказал святой автор книги «Хидушей арим» их Гур, благословенна память праведника, о словах «Шульхан арух»: подобает каждому богобоязнененному человеку страдать и тревожиться о разрушении Храма. И задается вопрос: тот, кто небогобоязнен, не должен скорбеть о разрушении Храма?! Он должен сожалеть, прежде всего, о себе, почему он небогобоязнен.

Это наше состояние, Но мы должны знать, что это наше испытание, в котором мы должны устоять.

Но ненадолго. «Вдруг придет в свои чертоги господин, которого вы просите». Не сегодня-завтра прозвучит большой шофар — наступит великое пробуждение «И обрежет Ашем сердце твое», удалит закрытость сердца, «и дам Я вам сердце новое и дух новый дам внутрь вам, и удалю сердце каменное из плоти вашей».

И тогда придет чувственная вера «И каждый покажет пальцем и скажет: “Вот наш Б-г, на Него мы надеялись, и Он спас нас!” Это Ашем, на которого мы надеялись — возвеселимся и возрадуемся спасению Его». Вскоре, в наши дни! (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Для моего супруга жена — это домработница, оказывающая интимные услуги...

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Как достичь успеха в карьере, не теряя связь с семьей и с собой?

11 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Нужно ли после развода сделать «работу над ошибками»?

9 декабря, отвечает Гитель Итахов

В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Избранные комментарии на недельную главу Ваишлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Не стать рабом Эсава. Ваишлах

«Оцарот»

Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Всегда нужно провожать человека. Ваишлах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?