«Если кто-то согрешит по ошибке, нарушив какую-либо из запретительных заповедей Г-спода» (Ваикра, 4:2)
Объяснял рабейну, святой Альших, благословенна память праведника: обычный человек привык относиться снисходительно к греху по ошибке, ведь чем он виноват, человек склонен к ошибкам. Но мы должны знать, что грех по ошибке — результат прошлых умышленных грехов. А если это не так, Святой, благословен Он, не даст споткнуться даже скотине праведников, и праведников Своих охраняет Он. А если «человек, который согрешил по ошибке» — как это случилось?
Гаон, праведник Ицеле Блазер, благословенна память праведника, писал (Книга «Кохавей ор»), что если нарушил человек какую-то заповедь и повторил это нарушение, то оно сделалось для него, как разрешение, но какая пропасть лежит между ощущением греха и ощущением разрешения. И каждый раз, когда человек повторяет этот грех, он укореняется в нем с пугающей мощью, то есть, увеличивается в два раза. А Саба из Кельм, благословенна память праведника, добавляет (в книге «Ор Рашаз) что отпечаток греха увеличивается в четыре раза, “как шахматные клетки”. Что он имел в виду? Известный рассказ.
Разыгрывался приз и выигравшего с жаром поздравил распорядитель игры, прижав его к груди. Игра была обычной во дворце царя, и потому ее называли “царской игрой”. Сказал распорядитель выигравшему: “Царь не останется в долгу. Назови себе награду, и будет дано тебе”.
Поклонился победитель и сказал: что попросить у его высочества — на игровой доске есть шестьдесят четыре клетки. Положите на первую клетку одно зернышко урожая, на вторую — два, на третью — четыре, на четвертую — шестнадцать, и так далее умножать число на его значение до шестьдесят четвертой клетки, и это будет моим выигрышем». Удивился царь: «Ты можешь попросить большое богатство, а ты удовлетворяешься горстью зерен урожая?! Но желание твое будет уважено». И распорядился принести мешок и положить в него зерна.
Через два дня предстал министр сельского хозяйства перед царем и сказал: «Господин мой царь, недостаточно во всем царстве амбаров с урожаем, чтобы дать ему выигрыш».
Подсчитаем: на пятой клетке двести пятьдесят шесть зерен..
На шестой — шестьдесят пять тысяч пятьсот тридцать шесть.
На седьмой — четыре миллиарда и триста миллионов…
На восьмой — восемнадцать с половиной миллиардов зерен.
На девятой — триста сорок два миллиарда и двести пятьдесят миллионов.
На десятой — сто семнадцать триллионов и сто тридцать пять миллиардов зерен…
На одиннадцатой — миллиард миллиардов и три. То есть три и семнадцать нулей.
При следующем подсчете — триста двадцать четыре нуля. На тринадцатой клетке — сто пятьдесят нулей. На четырнадцатой клетке — одиннадцать тысяч нулей. На следующей клетке — сто двадцать один миллион нулей…
Больше нет урожая в амбарах царства.
Но царь, как известно, не остается в долгу. Распорядился он отрубить голову выигравшему и избавился от долга.
Это рассказ. Но до скольких нулей он дошел бы на двадцатой, сороковой, шестьдесят четвертой клетке? Голова кружится. И так сказал Саба из Кельма, благословенна память праведника, что влияние наших дел увеличивается с каждым разом, как зерна на шахматной доске, но с одним различием — хорошее качество больше плохого в пятьсот раз.
А если у нас сто или тысяча исполненных заповедей веры — ведь «все заповеди Твои — вера», то понятно что через них проникает в нас вера. (Мааян а-эмуна)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский