«Если кто-то согрешит по ошибке, нарушив какую-либо из запретительных заповедей Г-спода» (Ваикра, 4:2)
Объяснял рабейну, святой Альших, благословенна память праведника: обычный человек привык относиться снисходительно к греху по ошибке, ведь чем он виноват, человек склонен к ошибкам. Но мы должны знать, что грех по ошибке — результат прошлых умышленных грехов. А если это не так, Святой, благословен Он, не даст споткнуться даже скотине праведников, и праведников Своих охраняет Он. А если «человек, который согрешил по ошибке» — как это случилось?
Гаон, праведник Ицеле Блазер, благословенна память праведника, писал (Книга «Кохавей ор»), что если нарушил человек какую-то заповедь и повторил это нарушение, то оно сделалось для него, как разрешение, но какая пропасть лежит между ощущением греха и ощущением разрешения. И каждый раз, когда человек повторяет этот грех, он укореняется в нем с пугающей мощью, то есть, увеличивается в два раза. А Саба из Кельм, благословенна память праведника, добавляет (в книге «Ор Рашаз) что отпечаток греха увеличивается в четыре раза, “как шахматные клетки”. Что он имел в виду? Известный рассказ.
Разыгрывался приз и выигравшего с жаром поздравил распорядитель игры, прижав его к груди. Игра была обычной во дворце царя, и потому ее называли “царской игрой”. Сказал распорядитель выигравшему: “Царь не останется в долгу. Назови себе награду, и будет дано тебе”.
Поклонился победитель и сказал: что попросить у его высочества — на игровой доске есть шестьдесят четыре клетки. Положите на первую клетку одно зернышко урожая, на вторую — два, на третью — четыре, на четвертую — шестнадцать, и так далее умножать число на его значение до шестьдесят четвертой клетки, и это будет моим выигрышем». Удивился царь: «Ты можешь попросить большое богатство, а ты удовлетворяешься горстью зерен урожая?! Но желание твое будет уважено». И распорядился принести мешок и положить в него зерна.
Через два дня предстал министр сельского хозяйства перед царем и сказал: «Господин мой царь, недостаточно во всем царстве амбаров с урожаем, чтобы дать ему выигрыш».
Подсчитаем: на пятой клетке двести пятьдесят шесть зерен..
На шестой — шестьдесят пять тысяч пятьсот тридцать шесть.
На седьмой — четыре миллиарда и триста миллионов…
На восьмой — восемнадцать с половиной миллиардов зерен.
На девятой — триста сорок два миллиарда и двести пятьдесят миллионов.
На десятой — сто семнадцать триллионов и сто тридцать пять миллиардов зерен…
На одиннадцатой — миллиард миллиардов и три. То есть три и семнадцать нулей.
При следующем подсчете — триста двадцать четыре нуля. На тринадцатой клетке — сто пятьдесят нулей. На четырнадцатой клетке — одиннадцать тысяч нулей. На следующей клетке — сто двадцать один миллион нулей…
Больше нет урожая в амбарах царства.
Но царь, как известно, не остается в долгу. Распорядился он отрубить голову выигравшему и избавился от долга.
Это рассказ. Но до скольких нулей он дошел бы на двадцатой, сороковой, шестьдесят четвертой клетке? Голова кружится. И так сказал Саба из Кельма, благословенна память праведника, что влияние наших дел увеличивается с каждым разом, как зерна на шахматной доске, но с одним различием — хорошее качество больше плохого в пятьсот раз.
А если у нас сто или тысяча исполненных заповедей веры — ведь «все заповеди Твои — вера», то понятно что через них проникает в нас вера. (Мааян а-эмуна)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его