Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В главе о жертвоприношениях сказано, что они приносятся для «приятного благоухания» Б-гу, принимаемые с желанием

«Благоухание приятное» (Ваикра, 1:9)

В главе о жертвоприношениях сказано, что они приносятся для «приятного благоухания» Б-гу, принимаемые с желанием. Иначе говоря, о случае, когда мы грешим, халила, сказано, что «не буду обонять ваше благоухание». То есть, жертвоприношения не будут приняты с желанием, как сказано: «Зачем Мне многие жертвы ваши, — сказал Г-сподь» (Ишайя, 1:11).

История о раве большого города, богатом и владеющем многочисленным имуществом. В течение каждого года старался он для блага жителей своего города: устанавливал для них законы, давал уроки Торы, выступал с проповедями. Мирил ссорящихся, устанавливал мир в семьях, советовал и наставлял. Он также поддерживал деньгами бедных, давал в долг нуждающимся. Его любили всей душой. В Пурим ему посылали жители города подарки, чтобы выразить свое почтение. Жил в городе один скряга, который из стыда тоже посылал несколько шекелей через своего слугу.

Незадолго до наступления вечера приходили все уважаемые люди города на трапезу к раву. Когда рав увидел скрягу, протянул ему те шекели, которые тот послал.

Сказал ему рав: «Возьми, ведь они твои. Не хочу твоих подарков».

Обиделся скряга и сказал: «Если бы рав вернул всем жителям города их подарки, ладно. “Ненавидящий подарки будет жить” (Мишлей, 15:27). Но их подарки взял, а мой — вернул?!»

Ответил ему рав: «Как ты не понимаешь. Жители города всегда чувствуют любовь и симпатию к своему раву, и весь год они желают короновать его золотым венцом. Но трудятся они для пропитания, и некогда им выразить свою любовь. Когда наступает Пурим, они освобождаются от работы и радуются, вспоминают рава и шлют свои подарки. И я принимаю их с желанием, ибо это говорит об их чувствах. Но ты, прости, скуп по своей природе. Весь год ты живешь для себя. Когда наступает Пурим, тебе стыдно отличаться от всех, и ты посылаешь несколько шекелей. А если так, нет в твоем подарке ничего, кроме этих шекелей, и поверь мне, я в них не нуждаюсь!»…

Мораль ясна: Святой, благословен Он, желает не самого жертвоприношения. Если человек приносит его как выражение своих чувств, как желание приблизиться к Творцу, только тогда оно — приятное благоухание, принимаемое с желанием. Но если человек живет, оторвавшись от Творца, и думает исполнить свою обязанность жертвоприношением — Святой, благословен Он, не желает их обоих…

Вспомним, что молитва — как жертвоприношение.

В мишне (Трактат Менухот, 11) мы учили: «Сказано: когда приносят в жертву животное — приятное благоухание, и когда приносят птицу — приятное благоухание. Это учит, что даже когда один приносит больше, а другой меньше — главное, чтобы человек направлял свои мысли к Небесам и делал это во имя Небес». И задает вопрос рав, автор книги «Турей заав», благословенна память праведника, (Орах Хаим, 1:3): если принесший больше и принесший меньше — оба направляют свое сердце к Небесам, то ведь принесший больше, конечно, более достоин похвалы, чем принесший меньше. Почему же написанное уравнивает их?!

Ответ мы учим из слов «Тосфот Йом тов» (Авот, 2:15), где написано: у нас нет понятия награды за учебу Торы. В Иерушалаимском Талмуде (Трактат Пеа, 1:1) сказано, что награда за учебу одного слова Торы, равна награде за все заповеди вместе. В чтении молитвы «Шма Исраэль», например, примерно двести пятьдесят слов, равны награде за сто пятьдесят тысяч заповедей. А ведь каждый еврей, исполняющий заповеди Торы, читает эту молитву два раза в день, и полон заповедями, как гранат. И если он вынужденно не учит более этого, его награда очень велика, и об этом сказано, что даже когда один приносит больше, а другой меньше, главное чтобы сердце было направлено к Небесам, и Творец не предъявляет претензий своим творениям. В Рош а-шана каждый предстает с сумой, в которой более ста миллионов заповедей от чтения молитвы «Шма Исраэль» дважды в день. Но если он может придти на урок Торы и за час выслушать около двенадцати тысяч слов («ХафецХаим», благословенна память праведника, подсчитал, что говорится примерно о двухстах пятидесяти слов в минуту), награда за это — как награда за более семи миллионов заповедей, и он не может довольствоваться только чтением молитвы «Шма». Как мы учили (Трактат Негаим, 14:2: ) «Богатый, принесший жертву бедного, не исполнил заповеди»… Каждый, кто может, обязан придти на урок Торы и удостоиться миллионов и миллионов заслуг, которые будут защищать его самого, его семью и весь народ в целом! (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его