«И сделают Мне святилище, и буду жить среди них» (Трума, 28:8)
В книге «Мораим гдолим» рассказывается, как около четырехсот семидесяти лет назад раскрылась Западная стена, оставшаяся от нашего Храма. А дело было так.
Когда захватил султан Иерушалаим, то расположил свой кабинет в месте, которое сегодня используют для учреждения мусульманских судей. Однажды султан посмотрел в окно и увидел, как старая женщина несет мешок, полный сора, взбирается на гору мусора, наваленную возле здания, и высыпает свой мешок на верху кучи.
Разгорелся гнев султана на старуху, осмелившуюся осквернить место под его окном, и приказал своим слугам привести ее к нему. Возвысил он голос: «Как ты посмела сделать эту мерзость?»
Стала старуха оправдываться: «Христианка я, а живу далеко от Иерушалаима, в двух днях ходьбы. Но продолжаю я дело моих предков, древнюю традицию, начатую со времен римлян, когда каждый житель Иерушалаима приносил сюда каждый день мусор. А те, кто жил подальше — два раза в неделю. Те, кто жил в трех днях ходьбы, выбрасывал здесь мусор один раз в месяц».
Удивился султан: «Отчего и почему?»
Ответила старуха: «Потому, что был здесь дом Б-га евреев, а римляне сожгли его и разрушили, только одна стена осталась, которую они не смогли разрушить. Поэтому постановили они засыпать ее мусором и глиной, чтобы образовалась куча, которая скроет стену, и не будет о ней больше памяти».
Удивился султан и приказал взять старуху под стражу, пока не расследуют, правду ли она сказала, а слугам своим велел сидеть в засаде и задерживать каждого, кто приблизится к куче чтобы выбросить туда мусор. Арестовывали стражники одного за другим, и приводили их к султану. Все арестованые говорили, что это древняя традиция, хоть и не все знают ее происхождение…
Приказал султан освободить женщину из тюрьмы и сказал: «Тот, кто хочет найти милость в глазах султана, пусть придет к этой груде мусора возле его кабинета и сделает, как он».
Собралось много народа, мужчины, женщины, подростки и малые дети. Взял султан корзину и грабли и взобрался на кучу мусора. Стал он грести и складывать мусор в корзину, а прежде, чем спуститься, вынул из карманов горсти серебряных и золотых монет и бросил их на вершину кучи. Тотчас набросилась толпа на скопление мусора, и люди стали лихорадочно рыться и собирать монеты, а слуги султана сгребали разрыхленный мусор в корзины и выносили их за южные ворота, которые называются поэтому «Мусорными воротами».
Так трудились они месяц, пока не вынесли весь мусор и не добрались до земли. Западная стена открылась во всем ее великолепии. Поставил султан стражников и распорядился, чтобы если кто-то придет выбрасывать там мусор, арестовывали его и сажали в тюрьму.
После этого призвал он рава еврейской общины и стал говорить с ним о строительстве Храма во всем его величии и великолепии, по-царски, за счет сокровищницы султана.
Ответил ему рав: «Мы благодарим его величество за великую милость, но ждем мы царя Машиаха, чтобы он вскоре раскрылся, и он отстроит Храм». Но попросил рав, чтобы Западная стена стала местом молитвы для евреев, где они просили бы отстроить Храм.
Таков рассказ.
Чудесный рассказ и чудесный урок заключен в нем. Урок, осуществляющийся и материализующийся на наших глазах: как есть Храм в мире, так есть Храм в человеке, в его сердце: «И сделайте Мне Храм, и поселюсь в нем». И сказано: «Чертог Ашема» (Ирмияу, 7:4), и сказано «Шатер жилища в человеке» (Теилим, 78:60).
И как Храм был разрушен из-за наших грехов, так разрушился частный Храм, личный, из-за грехов человека. Каждое размышление о грехе — как идол в Храме (Решит хохма, Нефеш а-хаим), а каждый совершенный грех — расшатывание и разрушение ряда камней, одного за другим.
Но как не сумели разрушить совершенно стены Храма, Западную стену, оставшуюся навечно, так не сумели все грехи погасить еврейскую искру, порвать нить, связывающую еврея с Творцом. Всегда остается сохранившееся часть, «И на горе Цион будет остаток, и будет он святым» (Овадья, 1:17).
Но что? Он может быть покрыт мусором…
Мусором нарушений и грехов, страстью и мерзостью, суетой и грязью.
И мы должны принять меры, вынести кучи мусора, освободиться от грязи — тогда раскроется Стена во всем ее великолепии, и будет она местом молитвы до близкого Избавления. (Мааян ашавуа)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его