«И была тьма над землей египетской» (Бо, 10:20)
Рабейну Хидо, благословенна память праведника, привел слова наших мудрецов, благословенна память праведников (Ялкут Шимони, 227), что Святой, благословен Он, навел тьму на Египет, чтобы за три дня темноты умерли те евреи, которые не хотели Избавления. Их хоронили под покровом тьмы, чтобы египтяне не увидели их и не посмеялись над евреями. И известно, как объясняется пасук «и пятая часть сыновей Исраэля вышла из Египта»: четверо из каждых пяти евреев предпочли жизнь в рабстве и в изгнании жизни свободной!
И сказано от имени святой книги «Зоар», что также будет и при будущем Избавлении, чтобы оно произошло вскоре, в наши дни. Святой, благословен Он, наведет пятнадцать дней тьмы, в течение которых умрут все злодеи Исраэля, которые не хотят Избавления — и это ужасно! Придет Машиах, протрубит в большой шофар, пророк Элияу пробудит сердца к тшуве, но будет большой круг людей, которые будут выступать против этого и не захотят Избавления. И будет недостаточно трех дней тьмы, потребуется полмесяца, да смилуется Ашем.
История на эту тему. Один еврей искал заработок. Нашел: питейный дом, куда приходили толпы крестьян, складывая деньги в карман счастливого арендатора, снова и снова наполнявшего их стаканы. Сказали нашему еврею: место занято, и если уже есть арендатор, запрещено переступать его границу. Наш еврей нашел выход: арендатор не из наших, не из соблюдающих заповеди. А заповедь говорит: «не переступай границу ближнего твоего». Ближний — это кто соблюдает Тору и заповеди. А этот не соблюдает. Значит заповедь его ограбить. Пошел еврей к хозяину и поднял цену на аренду. Лишил другого еврея заработка.
Стал разузнавать ограбленный и выяснил, что его грабитель числится среди хасидов святого гаона, автора книги «Диврей Хаим» из Ценза, благословенна память праведника. Поехал он жаловаться раби.
Услышал рав и содрогнулся. Тотчас послал раби за преступившим границу ближнего, и стал строго упрекать его: как ты осмелился так поступить?!
Удивился тот: рав предъявляет иск в пользу грешника, воюет за преступника Исраэля? Разве он не злодей, и есть заповедь похоронить его! — отвечал с жаром еврей. Улыбнулся раби и поинтересовался: «Кто сказал тебе, что заповедь похоронить злодея? Наоборот. И я приведу тебе мнение Торы, что нет заповеди хоронить злодея!»
Послушай, Мидраш рассказывает, что злодеи Исраэля умерли в три дня тьмы, а евреи воспользовались темнотой и похоронили их, чтобы египтяне не радовались их беде.
И еще Мидраш рассказывает (Мехильта, Бо, 5), что после казни тьмой увидел Святой, благословен Он, что нет у сыновей Исраэля заповедей, в заслугу которых они достойны Избавления, и дал им заповедь крови Песаха и крови обрезания. А если твои слова верны, что есть заповедь хоронить злодеев, то ведь у них было бы множество заповедей от похорон всех злодеев Исраэля!
Вот тебе ясное доказательство, что нет заповеди хоронить злодея…
А теперь слушай: если ты вернешь тому человеку его владения, хорошо, а если нет, злым и горьким будет твой конец… (Макор Хаим)
История об одном человеке, который с презрением говорил об одном большом злодее, гнусном изменнике, присоединившемся к врагам Исраэля и преследовавшем своих братьев с ужасной ненавистью. Он с отвращение вспомнил его имя и сказал «Да сотрется его имя».
Ответил святой гаон, автор книги «Авней незер» из Сохачева, благословенна память праведника: «Не говорят так о человеке из Исраэля»!
«Но он гнусный изменник, сам себя искоренил из народа Исраэля!»
Уважаемый забыл установленную алаху, — сказал рав. — Учили мы, что даже если умерший был изменником, его жена нуждается в своих братьях (для ибума или обряда халица). Причина ибума записана в Торе и не сотрется имя умершего из Исраэля (Дварим, 25:6), то есть, Тора заботится, чтобы не стерлось его имя, а ты хочешь стереть его?!
Вдумаемся: если умер тот гнусный изменник, можно ли коэну войти в комнату, где он лежит? Можно ли сидеть на его могиле? Разумеется, нет.
Почему? Что за причина нечистоты мертвого, особенной для Исраэля? Сказал святой Ари, благословенна память праведника (Хен тов, Хукат), что поскольку его душа (нешама) высечена из Престола Славы, и она часть Б-га, собираются силы нечистоты и хотят присосаться к ней, чтобы питаться от нее. Но пока человек жив, и душа находится в нем во всей своей силе, нет у них возможности приблизиться к ней. Только после его смерти, когда душа поднимается вверх, и в теле остается лишь слабый отпечаток ее святости, как это известно кабалистам (Зоар, 3:169), они нападают на него.
Отсюда мы видим, как велик и свят человек из Исраэля, тем более обычный еврей, как мы, например, — и все то время, пока мы живем, наша святость так велика, так мощна и так пылает, что силы нечистоты не могут подойти к ней. Им известна наша святость. Будем же и мы знать об этом! (Мааян а-эмуна)Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его