«И увидел Б-г сыновей Исраэля, и узнал Б-г » (Бо, 2:25)
В нашей главе рассказывается о выходе из Египта. Но не историю мы изучаем, а то, что ожидает нас в будущем, близком и предостерегающем, о котором сказано: «Как дни выхода твоего из земли Египетской покажет нам чудеса» (Пророк Миха, 7:15), ибо будущее Избавление будет подобно египетскому, и даже превзойдет его (Трактат Брахот, 12).
Оно будет сопровождаться чудесами, как египетское Избавление. И будет сопровождаться тшувой, как при выходе из Египта. И так сказали о пасуке «И увидел Б-г сыновей Исраэля, и узнал Б-г»: смотри, сделали тшуву, и даже злодеи размышляли о том, чтобы сделать тшуву. «И узнал Б-г», даже друзья не знали об этом, только Святой, благословен Он.
И наше Избавление зависит только от тшувы (Трактат Санедрин, 97), и положение так похоже на положение в то время! Большинство евреев были погружены в сорок девятые ворота нечистоты, и уже были почти погружены, халила, в пятидесятые ворота, стояли на пороге ассимиляции. И уже там начали размышлять о тшуве. Но не открыто, каждый прятал свою тайну в сердце. Колебался, мучался, и об этом знал только Ашем. Знал, и ускорил Избавление.
Но недостаточно было только самой тшувы. Ни тогда, ни сегодня! И так говорит мидраш: «Несмотря, что сделали тшуву, не были бы выведены оттуда, если бы не заслуга праотцев. И поясняет Тора: “И услышал Б-г их вопли, и вспомнил Б-г свой союз с Авраамом, с Ицхаком и с Яаковом”. И как первое Избавление, так и избавление последнее. Заслуга тшувы, и заслуга Торы нуждаются в заслугах праотцев. Как глупы те, кто хотят отойти от святых праотцев и их веры. Они полагают, что мы можем достичь чего-нибудь только нашими заслугами, нашими силами! Но ведь народ Исраэля уподоблен винограду, который не может стоять сам, без подпорки старых виноградных ветвей, заслуги праотцев.
И так чудесна притча, приведенная на эту тему равом Брахьей Накданом, благословенна память праведника.
Однажды собрались птицы, чтобы выбрать себе царя. Сказали: “Кто достоин царства?” Пришли орел, гриф, орел морской, коршун и сокол.
Сказали птицы: пусть состязаются и докажут! Тот, кто взлетит выше всех, достоин царства!»
Сказал орел: хорошо, это дело. Кто взлетит выше меня!»
Услышал это скворец, самый маленький из птиц, прилетел и уселся на крыло орла, а тот не почувствовал его из-за малого веса. Был дан сигнал, и все состязающиеся расправили крылья. Летели они все выше и выше, а птицы следили за ними. Взвился орел и оставил всех внизу. Продолжил он подниматься, пока не ослабел. Увидел скворец, что орел перестал подниматься, расправил свои маленькие крылышки и поднялся еще на десять сантиметров на глазах у всех птиц. Потом скворец снова уселся на крыло орла, а тот ничего не почувствовал.
Победным взглядом посмотрел орел на всех и спросил: «Ну, скажите, кто достоин царства?»
Ответили ему все в один голос: «“Скворцу, стоящему на тебе”…
Эта притча так хорошо определяет наше положение. Святые отцы подняли нас на высоты, весь наш духовный уровень — от них. В каждой нашей молитве мы вспоминаем их заслуги, в Рош а-шана мы проходим воспоминая жертвоприношение Ицхака, и даже будущее Избавление произойдет благодаря их заслугам: “И вспомню Я союз Мой с Яаковом, и союз Мой с Ицхаком, и также союз Мой с Авраамом вспомню, и Землю вспомню”. Праотцы исполняли всю Тору до того, как она была дана (Трактат Кидушин, 82), они были главами ешив (Трактат Йома, 28), укоренили веру и заботились о воспитании своих потомков: “Ибо познал Я его, ради того, что заповедает сыновьям своим и дому своему после себя, и будут хранить путь Ашема, чтобы творить справедливость и суд”. Как мы можем просить Избавления в их заслугу, если не продолжим их традиции. Если не будем исполнять Тору и не прилепимся к вере. (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский