«И увидел Б-г сыновей Исраэля, и узнал Б-г » (Бо, 2:25)
В нашей главе рассказывается о выходе из Египта. Но не историю мы изучаем, а то, что ожидает нас в будущем, близком и предостерегающем, о котором сказано: «Как дни выхода твоего из земли Египетской покажет нам чудеса» (Пророк Миха, 7:15), ибо будущее Избавление будет подобно египетскому, и даже превзойдет его (Трактат Брахот, 12).
Оно будет сопровождаться чудесами, как египетское Избавление. И будет сопровождаться тшувой, как при выходе из Египта. И так сказали о пасуке «И увидел Б-г сыновей Исраэля, и узнал Б-г»: смотри, сделали тшуву, и даже злодеи размышляли о том, чтобы сделать тшуву. «И узнал Б-г», даже друзья не знали об этом, только Святой, благословен Он.
И наше Избавление зависит только от тшувы (Трактат Санедрин, 97), и положение так похоже на положение в то время! Большинство евреев были погружены в сорок девятые ворота нечистоты, и уже были почти погружены, халила, в пятидесятые ворота, стояли на пороге ассимиляции. И уже там начали размышлять о тшуве. Но не открыто, каждый прятал свою тайну в сердце. Колебался, мучался, и об этом знал только Ашем. Знал, и ускорил Избавление.
Но недостаточно было только самой тшувы. Ни тогда, ни сегодня! И так говорит мидраш: «Несмотря, что сделали тшуву, не были бы выведены оттуда, если бы не заслуга праотцев. И поясняет Тора: “И услышал Б-г их вопли, и вспомнил Б-г свой союз с Авраамом, с Ицхаком и с Яаковом”. И как первое Избавление, так и избавление последнее. Заслуга тшувы, и заслуга Торы нуждаются в заслугах праотцев. Как глупы те, кто хотят отойти от святых праотцев и их веры. Они полагают, что мы можем достичь чего-нибудь только нашими заслугами, нашими силами! Но ведь народ Исраэля уподоблен винограду, который не может стоять сам, без подпорки старых виноградных ветвей, заслуги праотцев.
И так чудесна притча, приведенная на эту тему равом Брахьей Накданом, благословенна память праведника.
Однажды собрались птицы, чтобы выбрать себе царя. Сказали: “Кто достоин царства?” Пришли орел, гриф, орел морской, коршун и сокол.
Сказали птицы: пусть состязаются и докажут! Тот, кто взлетит выше всех, достоин царства!»
Сказал орел: хорошо, это дело. Кто взлетит выше меня!»
Услышал это скворец, самый маленький из птиц, прилетел и уселся на крыло орла, а тот не почувствовал его из-за малого веса. Был дан сигнал, и все состязающиеся расправили крылья. Летели они все выше и выше, а птицы следили за ними. Взвился орел и оставил всех внизу. Продолжил он подниматься, пока не ослабел. Увидел скворец, что орел перестал подниматься, расправил свои маленькие крылышки и поднялся еще на десять сантиметров на глазах у всех птиц. Потом скворец снова уселся на крыло орла, а тот ничего не почувствовал.
Победным взглядом посмотрел орел на всех и спросил: «Ну, скажите, кто достоин царства?»
Ответили ему все в один голос: «“Скворцу, стоящему на тебе”…
Эта притча так хорошо определяет наше положение. Святые отцы подняли нас на высоты, весь наш духовный уровень — от них. В каждой нашей молитве мы вспоминаем их заслуги, в Рош а-шана мы проходим воспоминая жертвоприношение Ицхака, и даже будущее Избавление произойдет благодаря их заслугам: “И вспомню Я союз Мой с Яаковом, и союз Мой с Ицхаком, и также союз Мой с Авраамом вспомню, и Землю вспомню”. Праотцы исполняли всю Тору до того, как она была дана (Трактат Кидушин, 82), они были главами ешив (Трактат Йома, 28), укоренили веру и заботились о воспитании своих потомков: “Ибо познал Я его, ради того, что заповедает сыновьям своим и дому своему после себя, и будут хранить путь Ашема, чтобы творить справедливость и суд”. Как мы можем просить Избавления в их заслугу, если не продолжим их традиции. Если не будем исполнять Тору и не прилепимся к вере. (Мааян ашавуа)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его