«Когда будет говорить вам фараон, сказав: дайте о Вас знак в доказательство» (Ваэра, 7:9) Фараон был человеком думающим, исследующим, интеллектуальным. Кровь, лягушки, вши, дикие звери, мор начинались, как по часам, опускались на Египет и обходили сынов Исраэля: «И вымер весь скот Египта, а из скота сыновей Исраэля не умерло ни одно животное. И послал фараон (назначил следственную комиссию), и вот, не умерло из скота сыновей Исраэля ни одно животное», даже одно, даже от болезни или от старости. Даже умирающие были спасены от смерти.
Но «И укрепил сердце фараона, и не отослал он народ».
Комиссия опубликовала свои выводы — но ничего: «несмотря, что было это явным чудом, оно никоим образом не относится к Творцу благословенному».
Но он же сам послал проверяющих? Тот, кто задает такой вопрос, свидетельствует о своей наивности… Атеисты пытаются лягнуть. Но если проиграют — проигнорируют без всякого стыда.
Телохранитель Бен Гуриона рассказывает, что как-то сопровождал его в утренней прогулке по тропинкам в поле. «Старик» остановился и стал разглядывать маленького жучка. Потом выпрямился и сказал: «Невозможно смотреть на такие крошечные создания, и не придти к выводу, что есть Творец мира!» Совершенно верно! Ну, так что, оставил ли он свой путь, чтобы наложить тфилин? Начал ли соблюдать законы Субботы?
Дарвин создал теорию отрицания творения. Но он сам же сказал, что относительно строения глаза и системы зрения «низших» животных у него нет никакого объяснения. Это клин, расшатывающий все здание. Ну, отказался ли он от своей теории, сообщил ли об истине? Где там.
Святой Альших, благословенна память праведника, указал на основу точно такого поведения в пасуке: «…когда будет говорить вам фараон, сказав: дайте о вас знак в доказательство». Что значит «сказав»? Знайте, что не хотел он знака, а только чтобы «сказать», т.е. чтобы лягнуть. И даже когда покажут ему десять знаков, он проигнорирует их, закрыв глаза и сердце.
Профессор Егуда Бауер, нерелигиозный исследователь катастрофы, наткнулся на волнующий рассказ, личное свидетельство в религиозном сборнике. Там рассказывалось, как зажигали ханукальные свечи в Аушвице. Аушвиц — это вершина угнетения и истязания. А Ханука — время света и свободы. Нет более острого противоречия, чем это.
Чтобы зажечь свечи в Аушвице, нужна была ханукия. Вырезали восемь маленьких ямок в брошенной доске.
Но нужно было масло.
Сэкономили мизерную порцию маргарина, кубик, предназначенный для поддержки сил, необходимых для исполнения принудительных работ.
Теперь нужны фитили.
Выпороли нитки, которыми были сшиты их легкие рубашки. Напомним, что Ханука начинается в месяце тевет. В разгар холодной зимы и густого снега. Ходить в одной рубашке — это бросает в дрожь. Да еще в рубашке без пуговиц — это вообще не укладывается в голове.
Зажигали свечи в конце войны, находясь в темноте из-за страха бомбежки самолетами союзников. Если бы обнаружили свет, обвинили бы их в пособничестве врагу и наказали бы со страшной жестокостью.
Зажгли, и с чувством благословили за чудеса, произошедшие в те дни и в это время. И произнесли благословение, что Всевыш-ний дал дожить нам до этого времени.
Решил профессор расследовать эту историю. Расследовал, и с победным трублением опубликовал факты.
Это действительно произошло, но не так, как религиозные представляют.
Не религиозные зажгли те свечи.
Это были нерелигиозные евреи из Венгрии, они-то и зажгли ханукальные свечи. Религиозные рядятся не в свою одежду.
И не понял он, что забил гол в свои ворота, хотел проклинать, но вместо этого благословил.
Ибо в Аушвице и нерелигиозные стали религиозными. Жертвовали собой ради заповедей. (Мааян а-эмуна)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его