«И обонял запах его одежды» (Толдот, 27:27)
Еврей не отрывается от своего Творца. Нет еврея, в сердце которого не было бы Святого, благословен Он.
Рабейну Цадок из Люблина, благословенна память праведника (Исраэль кдошим, 7) писал, что в этом смысл получения благословений Яаковом, переодевшегося в одежду Эсава. То есть, даже если еврей выглядит как Эсав во всех отношениях, «Исраэль, даже если согрешил, Исраэль он» (Трактат Санедрин, 44).
И потому так объясняли вопрос благословения Яакова: «А запах, как запах его одежд». Это намекает на дела Эсава (он еврей только с точки зрения верхней одежды) «и благословил его, и сказал — смотри, запах моего сына, как запах поля, которое благословил Ашем» — это присутствие Шхины (При цадик, Масей). Не читай «его одежд» (бгадав — иврит), а читай «его измен» (богдав — иврит) (Трактат Санедрин, 37). И рассказывали о хулиганах, живших в том же районе, что раби Зейра, пытавшемся приблизить их к тшуве, но безуспешно. Когда он умер, сказали они: до сих пор он защищал нас своей молитвой. А теперь кто будет просить за нас милости, и вернулись к тшуве. Разбойники прежних времен.
Однажды сидел раби Саба из Шполы за субботним столом, а хасиды с чувством пели: «Возрадуются в царстве Твоем». От воодушевления они начали хлопать в ладоши.
Остановил он их: пойте, пойте. Но в ладоши не хлопайте. Не в этой песне. Однажды слушал я эту песню с хлопаньем в ладоши, и хочу рассказать вам то, что осталось в моей памяти.
В прежние годы был я меламедом в городе Златополь. Были там два озорных подростка, заткнувшие уши и сердца. Они не учились, более того мешали другим. Их родители занимались торговлей, а подростки сбросили с себя бремя Торы, подружились с уличными ребятами, делали, что хотели, запутались в уголовных делах и были вынуждены бежать из города. Многие вздохнули с облегчением.
Златополь окружен лесами. Однажды город оказался в блокаде: ни одна телега не приехала. Торговцы поехали со своим товаром и не вернулись. Страх напал на жителей города. Тогда были призваны стражники города; они прочесали лес и выловили шайку разбойников, грабивших телеги и убивавших тех, кто в них ехал. И каково было удивление, когда узнали, что во главе шайки убийц стояли те два еврейских подростка.
Этого никогда не было. Евреи — грабители?! Евреи — убийцы?!
Тотчас провели суд.
Участники шайки были приговорены к повешению. А два главаря — к сожжению.
Всем жителям города было велено собраться на площади, смотреть на исполнение приговора. Я тоже был вынужден присутствовать.
Вначале был приведен в действие приговор о повешении. Затем приступили к главному.
Две груды деревьев были уже приготовлены, а из них торчало два кола.
Были приведены осужденные со связанными руками.
Местный поп пошептался с судьей и обратился к осужденным: «Знайте, что нет тяжелее смерти, чем сожжение заживо! Если вы согласны сменить свою веру, мы заменим вам сожжение на повешение».
Ответили они: «Будь, что будет, но мы евреи».
Поп опять пошептался с судьей, и снова обратился к осужденным: «Если вы согласны открыть новый лист и сменить свою веру, будет вам открыт новый лист и вам дадут помилование».
Двое обменялись взглядами и спросили: что требуется от нас сделать для этого?»
Сказал поп: «Процесс перехода и публичная церемония будут проведены позже. Сейчас только поцелуйте крест».
Опять они переглянулись и согласились.
Поспешил поп и поднес каждому из них деревянный крест.
Они подняли его и бросили на землю, разбив на куски!
Какая суматоха поднялось. Толпа требовала суда. Поп пошептался с судьей: как их теперь наказать? Что может быть хуже сожжения?!
Решили они, что их руки, разбившие крест, будут сожжены отдельно.
Принесли два треножника и установили на них горшки со смолой. Горшки подожгли, а евреям связали руки над пламенем. Распространился запах жженого мяса, а мы вынуждены были смотреть на это зрелище. И тогда послышалась песня: «Возрадуются в царстве Твоем» — и обожженными руками они начали хлопать в ладоши. Ой, вот это была песня. Это было хлопанье в ладоши!
Разбойников, убийц, нарушителей всех заповедей, но освятивших Имя Небес перед массами. Радующихся в Царстве Благословенного! (Мааян а-эмуна)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его