Темы: Суккот, Симхат Тора, Шмини Ацерет, Оцарот
Написано, что праздник Симхат Тора, «Шмини ацерет» особый в своем роде. Почему? Потому что у каждого праздника есть своя характерная черта и есть причина, а у этого праздника нет. В Песах едят мацу, в Рош а-шана трубят в шофар, в Сукот благословляют четыре вида растений и сидят в суке. Но в Торе не сказано, что делать в «Шмини ацерет», праздник, в который установили наши мудрецы, благословенна память праведников, праздник «Симхат Тора». У каждого праздника есть причина. Рош а-шана и Йом Кипур — дни суда, Песах и Сукот — память о выходе из Египта, Шавуот — праздник Дарования Торы. Но для чего «Шмини ацерет»?
Наши мудрецы, благословенна память праведников, сказали, почему. Это особый прощальный день в конце праздников: «Так отец, не желая расставаться с сыновьями, говорит им — тяжело расставание, задержитесь еще на один день» (Раши, Бамидбар, 29—36). В Гмаре уподобили его историю истории царя, который сказал своему любимцу: «Сделай мне маленькую трапезу, чтобы я насладился тобой» (Трактат Сука, 55).
Это причина праздника. Теперь мы можем понять, почему установили наши мудрецы, благословенна память праведников, именно в этот день заканчивать Тору и начинать ее заново, веселиться и радоваться ей, обходя возвышение с песнями и плясками.
Пример, на что это похоже. Жених и невеста отпраздновали свадьбу, и воцарилась между ними любовь и дружба. Но как это бывает, появились заботы, муж бегал за заработком днем и ночью, а жена растила детей и следила за домом.
Однажды сказал ей муж: что случилось с нами, давай сделаем передышку, приготовь маленькую трапезу и на два часа забудем обо всем. Отбросим в сторону заботы, заработок, проблемы. Два часа для нас самих. Просияли глаза женщины, она приготовила трапезу и надела украшения, которые муж купил ей когда-то, в те дни… Чтобы показать ему, до чего она рада его подаркам и вниманию к ней.
Так и мы. Святой, благословен Он, приглашает нас на маленькую трапезу, и мы рады Его подарку — святой Торе, которую Он дал нам. (Мааян м-моед)
Двести сорок восемь повелительных заповедей Торы соответствуют двести сорока органам человека (Трактат Макот, 23). Каждая заповедь влияет на орган, соответствующий ей. И вместе с тем, центральная точка — это сама Тора, которая вдувает дух жизни во все тело.
Пример, на что это похоже. На потерявшего сознание, раненного человека, лежащего на дороге. Начали люди перевязывать его, этот накладывает повязку на руку, тот фиксирует переломы ноги. Пришел врач и попросил всех отойти назад. Стал он делать раненному искусственное дыхание, чтобы вывести его из бессознательного состояния. Только после этого он начал лечить его раны.
Так и здесь, заповеди подобны лекарству для тела и эликсиру для больных органов, но чтобы вдохнуть дух жизни, нужна Тора, которая является росой оживления… (Вечность Торы)
Хафец Хаим говорил: тот факт, что человек не может достичь совершенства, не должен останавливать его в попытках улучшиться, насколько это в его силах. Тора является Торой жизни, и нужно стучаться к ней из жизни. Когда человек болен, и его жизнь в опасности, а врачи отчаялись его вылечить, и дни его сочтены, он не перестанет принимать лекарства и проходить разные тяжелые курсы лечении, которые продлят его жизнь даже на считанные дни, мучительные и болезненные.
Так и здесь, если у нас нет возможности посвятить себя Торе, не нужно воздерживаться от прихода в дом учения всегда, когда возможно. И если не получается у него удержать свой язык от злословия, пусть постарается одолеть свое злое начало даже в чем-то малом. Как написано в книге «Ховот а-левавот» (В конце ворот «Хешбон нефеш»): «И пусть не будет малым в твоих глазах любое благо, которое ты сделаешь ради имени Его, даже словом или взглядом. Ибо малое у тебя — большое у Него». И говорил Хафец Хаим, что именно это имел в виду раби Йоханан бен Давай (Авот дерабанан Натан, 27): «Не отдаляй себя от самого малого качества» и объяснял это примером.
На море разразилась сильная буря, и корабль, везущий сокровище, пошел ко дну. Шел по морскому берегу человек, и вдруг море выбросило на берег драгоценные камни и жемчуг, дорогие вещи и сокровища, Можно ли подумать, что он скажет: не могу собрать все, и соберет лишь немного мелких вещей… Разумеется, он постарается собрать все, что можно, и сильно разбогатеет. (Даркей Исраэль)
И на ту же тему рассказ. В ешиве, в городе Радин, учился один ученик, благословенный способностями и усердием. Один богатый человек взял его своей дочери в мужья, дал достойное приданое и обеспечил пропитанием. Поднялся за эти годы аврех духовно, но тем временем увеличилась его семья, и он занялся торговлей, чтобы прокормить ее. И большую часть времени он был погружен в торговые дела.
Как-то встретил его Хафец Хаим и поинтересовался его учебой.
Вздохнул аврех: «Не найти (учащего Тору) среди торговцев и лоточников» (Трактат эрувин,55)… «Тора дается только тем, кто ест манн» (Мехильта, Бешалах)…_
Вздохнул с ним рав и спросил: «Ты установил время для изучения Торы?!»
Ответил аврех: «Что сказать вам, раби, завидую я домохозяевам, приходящим в дом учения на уроки Гмары. Они слушают поверхностное объяснение и удовлетворяются этим. А я привык углубляться и исследовать, опровергать и анализировать. Когда слышу я поверхностное объяснение, то негодую. Меня удовлетворяет только учеба с глубиной и размышлением — а для этого нет у меня достаточно времени».
Сказал ему рав: «Послушай меня, и я расскажу тебе притчу».
История об одном простом человеке, зарабатывающем своими руками. Он каторжно трудился и удовлетворялся малым. В субботу он спал, чтобы набраться сил. Чем он наслаждался в своей жизни? Миквой в канун субботы. Мыл свое тело горячей водой, потом парился в парной, и пот ручьями лился из него. После этого он окунался в холодную микву,и это было для него вершиной удовольствия.
Однажды он почувствовал боль в сердце. Пошел он к врачу, и тот обследовал его и расспросил об образе жизни. Врач рекомендовал ему уменьшить нагрузку на работе, а особенно предостерег от пользования парной. Она усиливает сердцебиение и представляет собой опасность для жизни.
Испугался человек и строго соблюдал предписания врача. Крепился он неделю, и две, и жизнь потеряла для него смысл. На третью неделю он решил, что ничего с ним не случится в микве. Ведь врач предостерег его только от пользования парной. Он пришел в микву и с наслаждения вдыхал горячий и влажный воздух. Помылся горячей водой и предался чудесному ощущению. Потом решил: зайду на секунду в парную, только на малое мгновение. Зашел он туда, и сердце его стало ускоренно биться. Пот потек ручьям, и у него закружилась голова. Понял он, что его жизнь в опасности. Если он сейчас не примет меры, то здесь будет его могила. Он должен быстро пойти и окунуться в холодную микву, охладиться и придти в себя. Заплетающимися ногами он вышел, сделал шаг к микве, и вдруг оказалось, что миква заполнена кипящей водой. Здесь нет миквы с холодной водой! Колени его затряслись, и он упал без сил.
Увидел один человек, как он побледнел, как он трясется, и понял, что жизнь его в опасности. Необходимо спасти его, и быстро. Нашел человек чашку, налил в нее холодной воды и хотел вылить ему на лицо. Охладить его и вернуть к жизни. Увидел это больной и сказал тихим голосом: «Оставь, чем поможет маленькая чашка, когда нет холодной миквы…»
Он глупец. Действительно, холодной миквы нет, но разве из-за этого не надо плеснуть ему в лицо холодную воду, чтобы охладить его и спасти? От этого будет какое-то облегчение, и это ведь спасение!
Мораль: ты привык весь окунаться в воды знания, воды жизни Торы Б-га живого, воды, в которых твое тело погружается в глубину. А сейчас эта миква закрыта для тебя. Твои хлопоты не дают возможности погрузиться в мир Торы. Но разве из-за этого ты не должен приходить на урок Торы?! (Хафец Хаим а-хадаш, Ми а-шмуа)
Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Суккот
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский