«И не уклоняйся… ни вправо, ни влево» (Ки таво, 28:14)
«Уклониться» на святом языке означает «сойти с пути», даже немного. Когда Моше рабейну, мир ему, увидел терновый куст, горящий в огне, сказал: «Уклонюсь я и посмотрю на это великое зрелище: почему не сгорает куст?» И сказано в мидраше (Шмот раба, 5:6): «Раби Йоханан сказал: пять шагов прошел Моше в тот час. Раби Шимон бен Лакиш сказал: повернул лицо и посмотрел. Как сказано (Шмот, 3:4): И увидел Ашем, что уклонился, чтобы посмотреть». Поворот шеи, вращение головы — и уже отклонился человек.
И заповедано нам не отклоняться ни вправо, ни влево от прямого пути, пути Торы. То есть, не сходить с пути ни единым движением. И задается вопрос: почему? Что страшного, если отклонились в чем-то, немного?!
Ответим на это чудесной притчей, рассказанной гаоном, раби Салиманом Менахемом Мани, благословенна память праведника, равом Хеврона.
Притча о корабле, подплывающем к порту, путь которого пролегал между острыми кораллами и каменными скалами. Капитан оперся о перила и осматривал опасный путь. Испуганно позвал он рулевого: «Быстро вправо, на два градуса», но именно в тот момент заметил моряк чудесную птицу, парящую над землей. Капитан увидел, что корабль несется прямо на острые камни, и в страхе закричал: «Вправо, вправо, быстро!» А моряк не обратил на это внимание. Он был пленен волшебством разноцветных птичьих крыльев. Еще мгновение — и раздался ужасный звук взрыва. Корабль сел на мель, и дно его был пробито… Морская вода захлестнула его, и он начал тонуть. В отчаянии подбежал капитан к моряку, который наконец-то оторвал свой взгляд от птицы, и стал его трясти: «Ты… ты… из-за тебя корабль идет на дно, из-за тебя мы все утонем».
«Оставь, — сказал моряк, извиваясь и пытаясь вырваться, — ты клевещешь на меня. Какая разница для такого большого корабля, если маленький руль повернуть немного вправо»…
Действительно, свободен моряк от всякого наказания, потому что он глупец и не подлежит наказанию… Кто не понимает, что малое отклонение руля определяет направление всего корабля.
Пути человека подобны путям корабля. А руль — это его дела, хорошие и плохие, заповеди и грехи. И теперь понятно, что даже малое отклонение от прямого пути может посадить корабль на мель. И даже малый грех может привести к уничтожению…
Но к чему думать так драматично, говорить о мелях и острых кораллах, которые могут утопить корабль. Давайте говорить о корабле, плывущем в открытом море, спокойном море, где не видно никакой опасности. Его паруса надувает попутный ветер, и завтра они прибудут к месту назначения. Настал вечер, и прежде, чем лечь спать, капитан указал матросу, стоявшему за рулем, прямой путь. Пусть следит за рулем, направление которого столько-то градусов, и все будет идти по намеченному пути. Но что? Матрос тоже хотел спать. Что сделал? Взял веревку и привязал ее к рулю, чтобы не сдвинулся с места. Но рулевой не уследил, и руль был привязан «примерно», на два градуса влево, не более.
Спал капитан, и спал матрос. Корабль продолжал плыть вперед и вперед, по прямой линии. Назавтра удивился капитан, что не видит никакой суши. Они плывут и плывут по открытому морю. Пройден долгожданный остров, оставшийся далеко справа, у них закончилась вода и продукты, а плаванью не видно конца.
И все из-за маленького отклонения…
И об этом говорится в нашем пасуке: «И не отклоняйся от всех слов этих, которые Я заповедаю вам сегодня, ни вправо, ни влево — идти за богами другими, чтобы служить им». Это начинается с малого отклонения, затем заблуждаются, пока не станут служить идолам.
Святой Бааль Шем Тов, да защитят нас его заслуги (Цваат а-Ривш, 9:1) указал на ясный пасук, который мы повторяем дважды в день: «Оберегайте себя, чтобы не уклонились сердца ваши, и уклонились вы» — маленькое отклонение, и тут же: «и будете служить богам другим, и поклонитесь им».
Давайте, прилепимся к прямому пути, к «Шульхан арух», чтобы не отклониться ни на столечко.
Но когда мы говорим о небольшом отклонения, то не обязательно говорим о грехе. У царя Шломо, мир ему, было так много заслуг. Самой важной из них было строительство Храма, но наши мудрецы, благословенна память праведников, приписывают царю Шломо семя его разрушения. Невухаднецар, разрушивший первый Храм, был потомком царства Сва. Кроме того, сказано, что в час, когда Шломо женился на дочери фараона, спустился ангел Гавриэль и воткнул в море тростник. Из него образовался остров, на котором было построен Рим — разрушитель второго Храма.
Но мы должны знать, что писал Рамбам (Алахот Исув, 13:14): «Пусть не придет тебе в голову, что царь Шломо, друг Ашема, женился на нееврейках, он обращал их в гиюр, и тогда женился». А гаон, маран Хидо, благословенна память праведника, говорил от имени своих учителей каббалистов, что его намерение было поднять святые искры, плененные нечистыми оболочками.
Но смотрите, куда это привело через девятьсот лет! К разрушению двух Храмов.
Как мы должны следить, чтобы не привести «дочь фараона» в наш дом, даже когда она приняла «гиюр»… Не внести чужую атмосферу, чужие средства массовой информации, чужую литературу, чужие песни. Которые не «приняли гиюр». Кто знает, на какую мель мы наткнемся здесь, куда увлечет нас окружение, какой «Рим» будет выстроен из этого, и насколько расшатается, халила, великий и святой Храм, который мы выстроили с таким большим трудом. (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский