«Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, и будут они судить народ судом справедливым» (Шофтим, 17:18)
В книге «Аават хаим» приведена чудесная история о справедливом суде рава Исраэля, рассказ, в котором заключен поучительный урок.
История об одном богаче, щедром и богобоязненном, который растил сироту в своем доме. Кормил и поил его, одевал и обувал его, женил его, купил ему квартиру, наполнил ее разными вещами, и даже купил ему коляску, чтобы зарабатывал на ней для своей семьи. И если иногда ему нужно было ехать куда-то, он приглашал сироту и хорошо платил за это.
Однажды позвал богач сироту и сказал: «Смотри, я должен ехать по делам торгового дела в новые места и далекие страны. Хочешь ли ты поехать со мной?» И он назвал приличную сумму. Сирота охотно согласился. Они ездили из города в город, из области в область, из страны в страну. Приехали они в далекую страну и заночевали в гостинице.
Ночью пришло злое начало и соблазнило сироту. Прошептало ему на ухо: «До каких пор ты будешь извозчиком, когда станешь хозяином?»
Что сделал? Встал он со своей кровати, и надел одежду своего хозяина. Свои вещи он положил около кровати хозяина, а на рассвете стал кричать: «Вставай, лентяй, до каких пор ты будешь лежать, до каких пор будешь есть хлеб милосердия?!»
Закатил богач глаза, думая, что он еще видит сон. Его слуга стоит над ним, одетый в его одежду и ругает его.
Слуга приказал: «Вставай, лентяй, и одевайся!»
Ответил ему: «Отдай мою одежду, и я оденусь!»
Рассмеялся сирота: «Разве я слуга? Вот твоя одежда, вставай, одевайся и быстро приготовь повозку для поездки, нам еще далеко ехать».
Видя, что хозяин медлит, пригрозил избить его.
Встал хозяин и надел одежду слуги. Взял кнут и сел на место извозчика, натянул вожжи, а выращенный им сирота развалился в коляске и не переставал отдавать приказы. Плакал богач, что в один момент потерял все. Так они ехали день, и два, неделю и две недели, и хозяин служит извозчиком. Сказал он себе: ведь я растил этого парня с детства, дал ему все. Такая его благодарность?
Приехали они в одни город, и «хозяин» в сопровождении слуги пришел в дорогую гостиницу и попросил для себя просторную комнату. Его «слуга» может спать во дворе, около конюшни…
Пошел богач, согнувшись, в свой угол, а через час, когда сирота ушел в свою комнату, вышел на улицу. Встретил он старика благородного вида, излил ему свое сердце и попросил совета.
Сказал тот ему: «Не бойся, есть у нас большой рав, разумный и мудрый. Я пойду к нему, и спрошу, что делать».
«Иди, — сказал богач, — да благословит тебя Ашем».
Утром постучались посланцы еврейского суда в дверь гостиницы: рав приказал привести к нему гостей, приехавших сюда ночью для суда Торы! Испугался ряженый «богач». Суд Торы? Какое ему дело до рава? Но не отказываются от приглашения рава. Пошел он со своим «слугой» в суд. Посадили их в прихожей и велели подождать.
Открылась дверь, и рав позвал: «извозчик».
Сразу же встал сирота, но понял, что ошибся, и вернулся на свое место. Однако он опоздал на мгновение… Рав посмотрел на него пристально и сказал: «Да, тебя я имел в виду!»
Сказал сирота: «Но я… не извозчик, он извозчик!»
«Зайди в комнату», — велел рав. Когда тот вошел, начал рав хлестать его розгой.
Потом позвал рав богача, чтобы переоделся в свою одежду и забрал свое имущество.
Этот рассказ приведен в книге «Аават хаим» и кончается словами: «Отсюда мы видим силу настоящих праведников, как они творили справедливый и правдивый суд»
Святой, благословен Он, послал в наш мир душу, частицу Б-га, благородную и возвышенную, чтобы разбогатеть в Торе, заповедях и добрых делах. Но душа, будучи сама духовной, нуждается в «слуге», теле, и она должна обеспечивать все его нужды. Еда, питье, одежда, жилье — все.
Но ужасно, когда «слуга» превращается в господина и подминает под себя своего господина. Когда все великолепие и все ресурсы направляются на нужды тела, а душа питается крошками. Давайте вернем душе ее главенство. (Мааян ашавуа)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его