«Как дни неба на земле» (Экев, 1:21)
Одним из видов марора является хазерет. Но мы исполняем обязанность с помощью разных листьев. Листья менее горьки, но их надо проверять, нет ли в них червей. Если бы у червяков был ум, они спросили бы: из всех сочных овощей вы нашли только горький хазерет? На это есть ответ у народа: когда червяк располагается в хазерет, он уверен, что нет лучше и сочнее его…
Вначале мы должны были пребывать в Египте четыреста лет. Как же мы были избавлены только через двести десять лет? Потому что не могли больше медлить, нас необходимо было спасти немедленно. Почему? Царь Давид отвечает на это: «И увидел страдания их — услышав пение их» (Теилим, 106:44).
Признак того, что мы были на беспримерно низкой ступени — это наше пение там, наша радость…
Факт, что девяносто восемь процентов евреев не хотели быть спасенными, хотели остаться там, и они умерли во время трех дней тьмы (Раши, Иеххезкель, 20:8).
В концентрационных лагерях Европы жил заключенные двумя кусками хлеба и мутного супа в день. Голова кружилась, живот урчал, колени ослабели. Люди мечтали о хлебе.
У них еще была надежда на будущее. Те, кто удостоились — выжили и создали семьи. Хлеб был самым дорогим предметом, и был там склад, полный хлеба. И кто охранял это сокровище? Солдат или собака, жаждущая крови? Нет.
На входе в склад лежал ряд людей, живых скелетов. Они лежали, равнодушные к хлебу, с потухшими глазами. Когда кто-нибудь приближался к сокровищу, они разражались воплями протеста, как им было приказано. Это были люди, перешедшие голод. У них уже не было надежды. Им было уже хорошо, и это являлось признаком того, что хуже быть не может.
Пример, на что это похоже. На больного, терпящего мучения, Ужасно. Страшная болезнь распространяется, мучения усиливаются, боли сотрясают, сердце сжимается от стонов, но есть надежда. Однако когда больной успокаивается, улыбается и чувствует себя счастливым, мы содрогаемся во много раз больше. Ибо болезнь поразила нервный центр…
О чем здесь говорится? О нас, разумеется.
Вы полагаете, что наше состояние не такое. Но верно утверждение святой Гмары, что никогда наше состояние не было таким плохим. Сказано (Конец трактата «Сота»), что со дня разрушения Храма, каждый день приносит проклятия, одно хуже другого. И вместе с тем, что в сущности так плохо?…
Вопрос червя из хазерета. Вопрос слепого, который никогда не видел света.
Нет у нас понятия о настоящей хорошей жизни, ни в материальном, ни в духовном. И об этом сказал наши мудрецы: наши отцы сказали «забыли мы добро» (Мегилат Эха, 3:17), мы даже в глаза его не видели (Трактат Недарим, 50), мы даже не знаем, чего нам недостает.
Наше поколение даже не знает, что такое настоящее здоровье. Сила, которая была в дни наших мудрецов, благословенна память праведников.
Хотите пример? Пожалуйста. Балки шатра покрытые золотом, и их серебряные основания везли четыре телеги, в которые были запряжены восемь быков. В шатре было сорок восемь балок, двадцать четыре были уложены по ширине каждых двух телег.
Вес их составлял тридцать одну тонну, не считая веса золотого покрытия, веса тяжелых оснований и веса самих телег. Если бы мы сегодня запрягли четырех быков для перевозки тридцать одной тонны — это сдвинулось бы с места?…
За быками шел ответственный, и если наклонялась телега на бок, и груз грозил обрушиться, то он поправлял его. Напоминаем: одна балка весила тонну с четвертью.
Да были люди в то время. А мы что.
Люди сегодня слабы, вялы. Где настоящая радость? Только «когда возвратит Г-сподь пленников Циона», мы почувствуем настоящую радость. Только когда мы вернемся к нашему Создателю и будем избавлены, почувствуем вкус настоящей жизни. Будем жить «как небеса над землей».
И как нет у нас сейчас понятия о «небесах», так нет у нас понятии о благе и благословениях, которыми мы будем осыпаны. (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский