«И вот устройство меноры: из цельного слитка золота выкована она до самого основания ее» (Беаалотхо, 8:4)
Около двухсот лет назад умер в Вене министр, раби Шимшон Вартгаймер, благословенно его память, богатый банкир, поддерживающий Тору. Спустя недолгое время после этого сказал святой раби Хаим из Цанза, благословенна память праведника, своим хасидам: давайте, расскажу вам, что случилось с еврейским министром из Вены.
Удивились все, а праведник начал рассказывать. Когда он поднялся вверх, стали требовать от него отчет за прожитую жизнь. Сказал он: «У менял был постоянный распорядок дня. Утром я вставал и шел на молитву, а затем возвращался домой на завтрак. После этого я пил кофе, выкуривал сигару и переходил к чтению газет. Человек моего положения должен быть в курсе новостей. Я читал благословение после еды и шел в банк до обеда. Потом я возвращался домой к обеденной трапезе, ел, благословлял и шел отдыхать. Когда я вставал, приходили ко мне за пожертвованием из синагог и ешив, излагали свои просьбы и получали от меня пожертвования. После этого я шел в синагогу на молитву “минха”, урок Торы и вечернюю молитву. После молитвы у меня был еще один урок, ужин и игра в шахматы, чтобы снять дневное напряжение. Потом чтение молитвы перед сном (Кирьчт Шма), кровать и сон. Таким был мой распорядок дня».
Пришли два белоснежных ангела, чтобы отвести его на определенное ему место, а за ним перед судом предстал его товарищ, умерший в тот же день. Вначале он боялся и дрожал перед страшным судом, ибо не соблюдал заповеди. Но, услышав слова товарища перед ним, успокоился. Когда попросили его дать отчет, он провозгласил: «У меня тоже был постоянный распорядок дня, почти такой же, как у того, кто был передо мной. Можно сказать, что три четверти дня были такими же: я тоже вставал после сна, но шел не в синагогу, а завтракать, а на десерт пил кофе и выкуривал сигару, как он, но не благословлял. Потом шел в банк и возвращался домой к обеду. Как он. И опять, не благословлял, а шел отдыхать. Как он. Я не принимал просителей пожертвований, а шел в клуб моих друзей, возвращался, как он, к ужину, играл в шахматы и ложился спать».
Ни Торы, ни молитвы, ни добрых дел, ни поддержки Торы. И Суд постановил: Геином (ад)».
Возмутился тот: «Как же так, Ган Эден (рай) присудили моему товарищу только за молитву, учебу и добрые дела?»
«Сказали ему: “Нет, он получил вознаграждение за двадцать четыре часа в сутки”.
Возразил тот: “Разве не были двадцать четыре часа одинаковыми у меня и у него, почему я не получаю за них вознаграждение?”
Ответили ему: пример, на что это похоже? На торговца, купившего сено у крестьянина, мешки сена, перемешанного с мякиной, соломой и землей. Так крестьянин решил продавать сено и получал за это соответствующую плату. Но если бы пришел человек и хотел бы продать только мякину, а запросил бы за нее половину цены, разве не посмеялись бы над ним».
А объяснение такое: «Это закон для случая: когда есть партнерство Иссахара и Звулуна, учащего Тору и торговца, поддерживающего его, что позволяет ему учиться. Может человек быть “Иссахарам и Звулуном” одновременно, в то время, как он работает для заработка, чтобы вести еврейский образ жизни, воспитывать детей согласно Торе, отводить время Торе и участвовать в делах милосердия. Такой человек превращает часы работы и даже часы отдыха в заповедь, и получает за них вознаграждение!»
Чудесный рассказ, а урок его так точен и так обязывает. И есть намек в Торе, в начале нашей главы: «И вот устройство меноры: из цельного слитка золота выкована она до самого основания ее, до цветков ее… по образу, который показал Ашем Моше, так сделал он менору». И объясняет Хафец Хаим, благословенна память праведника: чистая менора намекает на Тору, «Тора свет». Чистое масло намекает на чистую мудрость (Трактат Минхот, 85), а шары и цветки намекают на детали законов, все «по образу, который показал Ашем Моше», все дано Моше на Синае. Но есть и новшество: «основание ее», и ствол ее намекают на заработок, позволяющий учить Тору — это цельный слиток, единое целое с самой менорой, он тоже из чистого золота! Ибо когда его цель быть основанием для святой Торы — за него тоже получают вознаграждение! (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский