Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сорвать поверхностный покров

«Литых богов не делайте себе» (Кдошим, 19:4)

Чем отличается праведник от злодея? Странный вопрос. Все знают: праведник выполняет заповеди, а злодей совершает грех, Это действительно так, но это уже результат. Вопрос в том, почему праведник выполняет заповеди, а злодей — нет. Почему злодей совершает грехи, а праведник воздерживается от них. Есть какое-то различие в характере, в подходе, в понимании мира, которое приводит к тому, что один опускается, а другой поднимается. И какое это различие?

На первый взгляд, вопрос не трудный. Наши мудрецы, благословенна память праведников, открыли нам, что над праведником властвует доброе начало, а злодей влечется за своим злым началом. Но вдумаемся в это и зададим вопрос: почему? Почему один слушает свое доброе начало, а другой — злое начало? Ведь в обоих действуют оба начала.

Ответ прост, и вместе с тем точен: всем известно, что грех увлекает, соблазняет, обещает сиюминутное наслаждение. Все знают, что после мгновенного наслаждения наступает раскаяние и наказание. Но злодей влечется за сверкающим облачением, поверхностным покрытием, а праведник вглядывается в глубину, видит порочность и отступает.

Таков закон и в заповедях. На поверхностный взгляд, мгновенный взгляд трудно властвовать над языком и удержаться от смачных сплетен. Тяжело оторваться от дома и идти на урок Торы, трудно вынуть из кармана деньги на пожертвование. Но при глубоком всматривании, можно увидеть, что ведь это свет и сияние, святость и чистота, и это — назначение человека в этом мире.

Но злодей делает акцент на внешней трудности и уклоняется от исполнения, отступает от заповедей. А праведник раскрывает внутреннее, прилепляется к нему и поднимается.

И об этом сказала Тора: «Литых богов (масок) не делайте себе». И объяснял Сараф из Коцка, благословенна память праведника: маска — это внешний покров, маскировка, скрывающая иную реальность, другую внутренность. Сказала Тора: не заблуждайтесь относительно внешности, не соблазняйтесь маскарадным костюмом. Проникните внутрь и раскройте, что прячется за ним. Сорвите ложный покров греха и раскройте гнилостность, стоящую за ним. Проникните в трудность исполнения заповеди и раскройте свет и святость, находящиеся в ней.

Когда мы вдумаемся, то увидим, что существует в этом различие не только между праведником и злодеем, но и между человеком думающим и человеком поверхностным. Между человеком интеллигентным, зрелым, образованным и невеждой и неучем. Ребенок хочет сиюминутного удовлетворения, влечется за блеском, любит сладкое. Пословица говорит, что в каждом взрослом человеке есть маленький ребенок…

Реклама, заливающая наши города, бросающаяся в глаза на дорожных щитах и газетных полосах, играет на струнах души этого спрятавшегося маленького ребенка. Крикливые, цветные, привлекательные рекламы. Рекламы, обращающиеся к примитивности человека: «Ты обязан» есть такое-то лакомство. Обязан — кому? «Весь город» ест такое-то лакомство. Грубая ложь. И даже если это верно, что из того? Но все это направлено на одну цель: не думать, не взвешивать, не размышлять. Нужен ли мне этот товар, хорош ли он, не дорог ли, не излишен ли. Полезен ли он, стоящ ли? Но нет! Не думай, действуй согласно импульсу, протяни руку и сорви!

Такой «витринной культурой», делающей акцент на упаковке, а не на самом товаре, на оформлении вместо содержания, является система выборов. Вдумаемся и поймем, что поставляются, например, партии, как поставляются стиральный порошок или духи. С множеством цветов, лозунгов, музыки и клипов. Разве это серьезно?

В свое время сказал рав Шах, благословенна память праведника: есть в стране две большие партии, и они базируются на голосах примерно трех четвертей избирателей. Одна четверть приходится на другие партии.

У каждой партии есть сложившееся ядро голосующих, и главное в системе — это «ожидаемые голоса» равнодушных и колеблющихся.

У каждой из партий есть открытая программа, определяющая ее позиции во всех областях. И они совершенно отличаются одна от другой так, что одна программа может прямо повлиять на жизнь семьи, положительно или отрицательно. Граждане призываются выразить свое мнение и выбрать правительство, которое будет править в течение будущих четырех лет согласно своей программе.

Я ожидал, — сказал глава ешивы, — что каждая партия разошлет гражданам свою программу. Я ожидал, что будут обсуждать пункты программы в рекламных роликах и объяснят ожидаемые результаты. Что на рабочих местах и в семье положат одну программу рядом с другой, и будут обсуждать их параграф за параграфом: что говорит этот относительно нас, уменьшат ли налоги, сократят ли правительственную поддержку. Что говорит тот: увеличит ли правительство свое вмешательство, вырастет ли безработица, и уменьшится ли кредит. Важные пункты, так или иначе влияющие на семью. Окончательные и судьбоносные решения.

А что в действительности, — сказал глава ешивы. В действительности собирает каждая партия клоунов для своих передач, и трудится над пустыми лозунгами, которые ничего не говорят. Это серьезно?

Это не серьезно. Это — мы. Идолопоклонники.

И предостерегли нас: «Литых богов не делайте себе»…

Это выбор между двумя партиями, двумя программами и целями. И обе хотят блага и улучшения для граждан и страны. А если они промахнутся, это не окончательный промах. Через четыре года они сменятся.

Но что сказать о выборе, который есть у нас, между добрым и злым началом, когда одно представляет подробную программу и желает добра человеку в этом мире и мире будущем, а другое провозглашает отсутствие программы: не думай о будущем, ступай на дорогу катастрофы. Но эта катастрофа обернута в шуршащий целлофан, в подарочную упаковку…

И люди выбирают, протягивают руку и берут. И не один раз в четыре года. Каждый день обжигаются и повторяют. Ибо это сверкает. Но пусто. А в пустоте — черви и змеи…

И заповедано нам: «И литых богов не делайте себе!»… (Мааян ашавуа)

Изменение названия не спасает от воровства

«Не крадите… и не клянитесь Именем Моим ложно» (Кдошим, 19:11—12)

Как — то летним утром ехал Хафец Хаим, погрузившись в учебу, в повозке извозчика Менды. Его глаза были закрыты, и он, как обычно, повторял наизусть листы Гмары. Вдруг повозка остановилась. Открыл Хафец Хаим глаза, чтобы посмотреть, что случилось. Увидел, что извозчик спрыгнул на землю, схватил сноп сена с поля у дороги, положил его сзади телеги и сел на облучок. Взял вожжи в руки, и поездка продолжилась.

«Остановись, пожалуйста», — попросил Хафец Хаим, и извозчик остановился. «Что ты сделал?» — вежливо спросил рав.

«Ничего, только “стянул” немного сена для моей уставшей лошади. Страдание животных»…

Рав не понял. «Что значит “стянул”?»

«Стянул — значит, стащил», — объяснил извозчик. Увидев, что рав не понимает его, добавил обычным языком: «взял»…

«Для чего ходить обходными путями, почему ты не скажешь просто “украл”?»

«Нет! — содрогнулся извозчик, — это не кража. Вор прокрадывается среди ночи в чужой дом. — А я просто стащил».

«А стащил, как ты говоришь, это не украл?» — расспрашивал Хафец Хаим.

«Конечно нет, — возмутился Менда. “Ну, может быть есть тут что-то вроде кражи”, — в конце концов, признался он.»

«Но то, что “вроде кражи” — тоже кража», — учил его рав и стал доказывать это из написанного в Торе: «не крадите… и не клянитесь Именем Моим ложно». Ложная клятва запрещена не только когда клянутся четырехбуквенным Именем Б-га (Шем амефораш), но и когда клянутся Его названиями. И объясняется в «Торе коэнов»: как сказано «не клянитесь» — во множественном числе, так и о краже сказано во множественном числе, чтобы научить нас, что не только действие, которое люди называют «кражей» запрещено, но и тогда, когда маскируют слова «кража», и называют ее другим именем, она также запрещена…

Это объяснение было таким ясным и понятным, что извозчик, из глаз которого текли слезы, поспешил возвратить сноп сена на место и обещал, что больше не будет так поступать. И попросил рава помолиться за него, чтобы простили ему. («Хафец Хаим и его деяния», рав М.М. Яшар)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его