«Как будто язва появилась на доме» (Мецоора, 14:35)
Много чудесных евреев, привязанных к традиции отцов, приехали в землю Исраэля за поколение до нас. А здесь начали им проповедовать, что как будто не нужно им соблюдать Тору и заповеди. Можно им отойти здесь от наследия, от традиции, от всего, что свято и дорого!
А что на самом деле? Все наоборот!
В Земле Исраэля обязаны исполнять заповеди намного больше. Почему? Поскольку Земля Исраэля — «дворец царя», и живущие на ней — гости царя в Его дворце. Как нужно строго придерживаться подобающего поведения, насколько тяжек бунт против царя в его дворце! Земля Исраэля — «земля, на которой всегда глаза Ашема, Б-га твоего», чтобы следить за ее жителями и тщательно проверять их дела».
Моше рабейну был предупрежден относительно совершения грехов — «чтобы не исторгла вас земля, как исторгла народ, бывший до вас», кнаанеев и эмореев. И писал Рамбан, что если бы Сдом и Амора находились бы в Земле Исраэля, не были бы разрушены.
И писал Рамбан о нашей главе, что язвы на доме оскверняют именно Землю Исраэля, ибо она — наследие Ашема, избранная земля, поэтому наказания на ней более суровы и быстры. Это закон исполнения заповедей. Каждая заповедь, исполняющаяся здесь, подобна жертве царю в его дворце, и вознаграждение за нее в тысячу раз больше. И посредством каждой молитвы и просьбы о спасении мы сеем в нас семена веры. Семена истины, в заслугу которой мы удостоимся Избавления и спасения. Давайте, умножим исполнение заповедей, и умножим заслуги, как косточки в гранате!!!
Рассказывают об одном царе, мудром, разумном и добросердечном. А поскольку у него не было детей, искал он среди своего народа наследника своему могущественному царству. Проверку на принятие наследства царь провел, раздав семена всем детям, проживавшим в царстве. Каждому ребенку было приказано посеять семя и взрастить его, а царь выберет цветок, который укажет ему на наследного принца. Все дети взяли семена, посадили их, поливали и ухаживали за ними, и только один ребенок не вырастил никакого цветка из семени, которое получил. Сколько он не трудился, его усилия не принесли плодов, и его цветочный горшок остался пустым, без цветка.
В назначенный день предстали дети в праздничных одеждах, очень взволнованные, перед царем. Они держали в руках цветочные горшки с красивыми цветами, чтобы царь, объезжающий их в своей великолепной карете, осмотрел цветы и выбрал себе наследника. Осмотрел царь со своего места все горшки с цветами, но не нашел того, что хотел. Но вот царь увидел одного ребенка с пустым горшком в руках.
Подозвал его царь и спросил: «Подойди сын мой, почему ты не вырастил семя, которое я дал тебе?»
Плача, ответил ребенок: «Господин царь, я не знаю, что случилось. Я тяжело трудился, чтобы вырастить его, но он не расцвел. Я плакал и умолял Вс-вышнего, но Он не ответил на мою молитву, ничего не выросло!»…
Сказал царь: «Ты будешь моим сыном, наследником царства!»
Все поразились, почему именно он удостоился, и спросили об этом царя.
Ответил царь: «Все розданные семена были сварены. А известно, что из вареного зерна ничего не растет. Все дети, получившие семена, подменили их на другие, и поэтому у них выросли цветы. И только этот ребенок не поменял семени, поскольку наделен он качеством правды, и он продолжал надеяться и молиться, что цветок расцветет, это было зерно истины, посредством которого я хотел проверить кандидата на царство. Тот, для кого истина — свеча на его пути, и в соответствии с ней он поступает всю свою жизнь, достоин царства.
Когда молятся и просят Ашема благословенного о спасении и не получают ответа, и, несмотря на это продолжают молиться, верить и надеяться, что только от Него, Благословенного придет спасение, сеются в человеке семена веры и надежды, которые усиливаются с каждой слезой, с каждой молитвой, а в конце концов, эти слезы и молитвы принесут человеку спасение. (Асара нисьонот)
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Неизвестные исполнители